наталья верстова
Конспект НОД «Зимующие птицы» для детей средней группы
▼ Скачать
Конспект НОД
для детей средней группы
Цель: Понять зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.
Задачи:
-формировать реалистические представления о природе, поддерживать активный интерес к окружающему миру;
-расширять представления о зимующих птицах, особенностях их внешнего вида, повадках, питания;
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
-активизировать внимание, память и мышление детей;
-обогащать словарный запас (зимующие, перелётные, кормушка, названия птиц, развивать связную речь;
-поощрять добрые поступки детей, желание заботится о птицах. Подготовительная работа: беседы, чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность по теме «Зимующие птицы», просмотр видеофильмов, зарисовки наблюдений, изготовление детьми кормушек совместно с родителями, ежедневное подкармливание птиц на кормушке во время прогулок.
Методы и приё мы: художественное слово, беседа, создание игровых ситуаций, использование мультимедийных средств, аудиозаписи, поощрение.
Оборудование: картинки зимующих птиц, корм для птиц, выставка кормушек, магнитофон, мультимедийные средства, свидетельства «Друг птиц».
Воспитатель:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
(авт. Е. Авдиенко)
2
О каком времени года написано это стихотворение? (зима)
- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
Давайте встанем в круг, будем передавать мяч и рассказывать, что бывает зимой. (Проводится игра «Что бывает зимой?»).
Дети: на улице мороз; идёт снег; всё вокруг белым бело; иней на деревьях; сугробы снежные; медведь спит в берлоге; реки покрываются льдом; скользко; гололёд; дети катаются на коньках, санках, лыжах; зимой можно играть в снежки; дети лепят снежную бабу, снеговика; птицы прилетают поближе к жилью человека; люди одевают тёплую одежду; вывешивают кормушки ; деревья стоят голые; дни короткие, а ночи длинные.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Вспомним, как они называются, чем отличаются друг от друга, чем питаются. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) :
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как синичка поёт (запись на СD-диске) .
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) :
Алой кисточкой заря
3
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт (запись на СD-диске). Кто из вас хочет рассказать о синице?
Ребенок: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение) :
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока (запись на СD-диске). Что вы знаете о сороке?
Ребё нок: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) :
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
4
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает (запись на СD-диске). Что можно ещё сказать о вороне?
Ребё нок: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) :
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел (запись на СD-диске). Кто из вас хочет рассказать о дятле?
Дети: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) :
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
5
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Как чирикает воробей? (чик-чирик). Расскажите о воробье.
Ребё нок: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)
Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
Давайте поиграем с вами в игру «Какой птички не стало?». Закройте глаза, а теперь ответьте: Какой птицы не стало? (ответы детей).
А сейчас мы ненадолго станем птицами, снегирями.
Физкульминутка.
Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись.
Вот на ветках, посмотри, (хлопки руками по бокам)
В красных майках снегири. (наклоны головы)
Распушили перышки, (частые потряхивания руками)
Греются на солнышке. (опущенными вниз)
Головой вертят, (повороты головы)
Улететь хотят.
Полетели, полетели (бегут друг за другом)
И на место тихо сели (садятся на стульчики)
Раз, два, три, повернись, опять в ребят превратись
Ребята, посмотрите на экран, назовите птиц, которых вы видите, найдите среди них лишнюю и объясните, почему она лишняя. (Проводится игра «Четвёртый лишний»)
5
Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).
Давайте с вами подойдём к выставке кормушек и рассмотрим, какие кормушки вы сделали с вашими родителями своими руками. Прекрасные кормушки. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки; радовать своим пением. Расскажите стихотворение о кормушке.
Ребё нок: Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках.
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.
Воспитатель: А чем же мы будем подкармливать птиц?
Дети: птицы любят семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало и мясо. Вороны - всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. (Проводится игра «Птичья кормушка»).
Молодцы! Накормили птичек. А теперь давайте их согреем, спрячем от холода. (Игра «Спрячем птичку от холода») Перед вами силуэты птиц. Мы с вами возьмём карандаши и заштрихуем их.
Ребята, Чем мы с вами сегодня занимались?
Дети: Мы беседовали о зиме, о зимующих птицах. Побывали на птичьей выставке. Узнавали, какой птицы не стало. Превращались в снегирей. Играли в игру «Четвёртый лишний». Рассматривали выставку кормушек. Кормили птиц. Спрятали птиц от холода.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья птиц и, поэтому сегодня я вам вручаю свидетельства «ДРУЗЬЯ ПТИЦ». Помогайте птицам зимой! Оставайтесь такими же добрыми и заботливыми.