марианна раимбакиева
Конспект НОД по экспериментированию «Поможем воде стать чистой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Ишимский детский сад№1»
Мастер класс
Опыты и экспериментирования с природным материалом
Тема: «Поможем воде стать чистой»
Воспитатель I квалификационной категории
Раимбакиева Марианна Флоровна.
Усть-Ишим 2015
Образовательная область: «познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие» «социально-коммуникативное развитие», «художественное творчество».
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Поможем воде стать чистой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Чистая вода. Экология воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалитьнефтяную пленку с поверхности воды, и какую опасность представляет нефть для речных жителей.
Задачи:
Познавательное развитие:
совершенствовать навык ранее полученных знаний у детей о свойствах воды (прозрачность, растворитель, без вкуса и запаха);
создание условия для выявления и проверки различных способов очистки;
развивать умение организовывать свою деятельность; продумывать ход действий для получения желаемого результата;
Социально – коммуникативное развитие:
развивать логическое мышления путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка;
Художественно – эстетическое развитие:
развитие умения схематично изображать проделанные действия (мнемотехника)
Методы и приемы:
игровой, сюрпризный момент – письмо от жителей Пустыни, показ, сравнение, вопросы, экспериментирование.
Формы деятельности: беседа, ситуативный разговор, наблюдение, исследование объектов окружающего мира;
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная.
Предварительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.
Материалы и оборудования для педагога: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло;
Материал и оборудования для детей: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло, перья птиц, лист бумаги, карандаши.
Ход НОД:
- Воспитатель: Ребята пришло письмо, от жителей Пустыни.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители Пустыни. Мы очень мало знаем о воде. А вчера в газете прочитали о «нефтяной речке», а что это такое мы не знаем? Нам очень хочется узнать.
-Ребята, что же нам делать?
(ответы детей)
-Как мы им поможем?
-В чем заключается наша помощь?
Воспитатель акцентирует внимание на предложение детей и спрашивает:
-Воспитатель: А с помощью чего мы можем это сделать? (опытов).
-Воспитатель:Ребята, а где проводят опыты и эксперименты? (в лаборатории)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам, прежде, чем приступить к исследованиям, вспомнить правила поведения в лаборатории:
• Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
• Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
• Слушать воспитателя.
• Внимательно следить за результатом опыта.
• Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Молодцы! Все правила вы помните. А сейчас давайте вспомним, какие свойства имеет, вода, и проведём эксперименты
1 опыт – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачна.
2 опыт - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 опыт - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился. Где в жизни мы можем наблюдать это?
-За завтраком, когда кладем сахар в чай.
Каким становится он?
-Сладкий
Итог эксперимента : Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
• прозрачность
• нет запаха
• без вкуса
• растворитель.
Молодцы!
Воспитатель: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет. Одна чистая, другая – грязная.
А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
-Вода становится чистой.
А что стало с нашей бумагой?
-Грязная стала.
Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
-В чистой.
Вывод: только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Физминутка: «Собери мусор»
(Дети собирают мусор в пакеты, который выбрасывают люди в реку).
Выводы детей.
А сейчас вы будете проводить свои опыты
Опыт№1
-Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»
Воспитатель: Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.
-Воспитатель: Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).
-Воспитатель:Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой (ответы детей).
В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
-Воспитатель:Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха? (ответы детей).
Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасностьдля живой природы.
Опыт№2
-Воспитатель: Ребята, а каких водоплавающих птиц, вы знаете? (утки, гуси, гагара).
-Воспитатель: А, как вы, думаете, угрожает ли им нефтяные реки? (ответы детей)
-Воспитатель: Чтобы узнать, какая опасность им угрожает, вы проведете опыт.
- Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратитьвнимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.
- Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух.
Вывод: Птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
-Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам схематически нарисовать обращение к людям: «Не загрязняйте наши реки» (анализ работ).
-Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились.
-Воспитатель: Ребята, а что же мы напишем нашим жителям Пустыни?
(Нефть смертельно опасна для жизни всех речных жителей)
Воспитатель:
Говорю вам от души
Результаты ваши хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились!
Скорые вы и умелые,
Ответственные отменные,
Каждый заслуживает оценки «пять»!
Молодцы, ребята, учитесь трудом побеждать.
Рефлексия:
- Кому мы помогали? Почему?
- Что вам понравилось больше всего?
- Возникли ли у вас какие-либо затруднения с заданиями?
- Мне очень понравилось сегодня с вами общаться, вы хорошо выполняли все задания, отвечали на вопросы. Спасибо!