Приложение МААМ

НОД воспитателя старшей группы «Земля»

Лилия Параняк
НОД воспитателя старшей группы «Земля»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности воспитателя

с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

с детьми старшей группы на тему :

«Земля».

Используемая современная образовательная технология:

игровые технологии (ролевая игра).

Публикация «НОД воспитателя старшей группы „Земля“» размещена в разделах

Цель: ознакомление детей с составом земли (песок, глина, почва, со свойствами почвы.

Задачи:

• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;

• формировать основы экологической культуры;

• упражнять в умении сравнивать, анализировать;

• учить детей работать в группе, использовать выбор по интересам;

• закреплять знания о профессиях агронома, гончара, геолога посредством ролевых игр;

• развивать речевую активность, мелкую моторику рук, общую моторику;

воспитывать любовь к земле.

Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, агроном, пустыня, плодородная, «лесные этажи», сеять, росток.

Предварительная работа: беседа о профессиях, проект «Профессии в нашей семье», беседа о природе весной, чтение и обсуждение народных примет о весне, о начале посевных работ, чтение русских народных сказок «Мужик и медведь»,

Материалы и оборудование: Мисочки с песком, глиной, почвой, поднос для смешивания, доски для лепки из глины, ящики с землей, семена пшеницы, лука, горшки с ростками разных растений, глина для лепки, глиняные фигуры для рисования.

Дидактическая игра: “Откуда горсть земли?”.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Воспитатель :

Ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадка – это то, о чём мы сегодня будем говорить.

И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает. (Земля)

Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Для того, чтобы ответить на все мои вопросы, я вам предлагаю поиграть. Мы с вами говорили о многих профессиях, но сегодня попробуем поиграть в превращения. Хотите? Для начала мы все превратимся в ученых. А ученые чем занимаются?

Дети: Исследуют, занимаются экспериментами, что-то открывают.

Вводная часть. Экспериментирование. (Форма организации – парами)

Воспитатель : представьте, что это наша лаборатория. Я - директор лаборатории, а вы ученые, которые пришли на одно из исследований. Только нужно соблюдать некоторые правила: не перебивать, не обижать друг друга, не толкаться, потому что только в слаженной команде можно добиться результатов. (Дети садятся за большой стол (перед каждой парой небольшие контейнеры). На столах стоят 3 мисочки – с песком, глиной, почвой, накрытых салфетками.

На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (ответы детей)

-Сначала исследуем ПЕСОК.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий). А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (он легко передвигается от воздуха). А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Мокрый песок остается таким же сыпучим? Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?

А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды. (ответы детей). А где можно использовать песок? (песочницы для детей, для строительства, песочные часы, для изготовления песочных фигур)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина?

Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)

-Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, игрушки, используют в строительстве.

Воспитатель : А сейчас мы отдохнем - физкультминутку проведем:

РАЗ – и стану я Землёй, - (встали на ноги подняли вверх руки)

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два – и в миг я глиной стану, (присели руки вперед, поднимаем на месте ноги)

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий, (встали на ноги, руки за спину, покачиваемся в

Очень жёлтый и сыпучий, стороны)

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде.

А четыре – камни мы, (прыжки на месте)

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас,

Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой, (руки вверх, наклоны в стороны)

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ, (взялись за руки, подняли вверх)

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

Воспитатель :

Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней? В этой мисочке – ПОЧВА.

Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.). Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много питания для растений, она отдает воду, находящуюся в земле. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается в верхнем слое земной поверхности.

Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. (ответы детей).

А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)

Основная часть

Молодцы, вы были хорошими учёными. А сейчас мы с вами разделимся на две команды - одна из них будет агрономами и займется посадкой и посевом, а другая — будет гончарами и сделает для нас красивую посуду из глины. Только потом не следует забывать о наших посадках, нужно ухаживать: поливать, убирать сорняки. А гончарам, нужно будет украсить посуду, после того, как она высохнет. Не забываем о наших правилах игры и правилах техники безопасности.

(Дети делятся на две команды и переходят к столам, где для агрономов заготовлены ящики для рассады, почва, семена пшеницы и вода в лейках, а для гончаров приготовлены дощечки для лепки и глина.)

После выполнения заданий дети встречаются на коврике.

Воспитатель : сейчас мы еще раз вспомним, о чем спорили ученые в своей лаборатории и поиграем в игру.

Игра: «Откуда эта горсть земли

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. ( Цветок с шестью лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы. Или имитированные доли пирога (картинки), аналогичные лепесткам) Подготовленные пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).

Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.

Ход игры:

- Ребята, на лепестках этого цветка (на кусочках пирога) – картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).

- Давайте отгадаем – откуда в пакетике «горсть земли», на какой лепесток ее нужно положить.

Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле.

- А теперь давайте проверим.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ;

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ, ГЛИНЯНЫЕ КАРЬЕРЫ;

ПОЧВА-ЛЕС, САД;

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

Заключительная часть

Мы сегодня смогли побывать в научной лаборатории, на полях и гончарных мастерских. А также мы ответили с вами на вопрос, который стоял перед нами в начале нашей игры. Что такое земля и из чего она состоит. Молодцы. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? Кем бы вы хотели еще стать в игре?

Теперь, выходя на улицу и рассматривая землю у себя под ногами, я думаю, будете вспоминать нашу игру и отвечать на вопрос «почему?» сами.

Будем ждать первых всходов, и исследовать дальше.

Список литературы:

1. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М. : Новая школа, 1996

2. Самоукина Н. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Земля — наш общий дом» Цели: дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом; рассказать о жизни детей на Земле, о своей стране – России, познакомив.

Открытое занятие для старшей группы «Земля-наш общий дом» по ФЦКМ Открытое занятие для детей старшей группы (5-6 лет) «Земля - наш общий дом!» по формированию целостности картины мира в области «Познания».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД воспитателя старшей группы «Земля»
Опубликовано: 15 июня 2015 в 17:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД воспитателя старшей группы «Земля»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Параняк (УИ 351447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД