Лилия Параняк
НОД воспитателя старшей группы «Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности воспитателя
с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
с детьми старшей группы на тему :
«Земля».
Используемая современная образовательная технология:
игровые технологии (ролевая игра).
Публикация «НОД воспитателя старшей группы „Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Цель: ознакомление детей с составом земли (песок, глина, почва, со свойствами почвы.
Задачи:
• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы;
• формировать основы экологической культуры;
• упражнять в умении сравнивать, анализировать;
• учить детей работать в группе, использовать выбор по интересам;
• закреплять знания о профессиях агронома, гончара, геолога посредством ролевых игр;
• развивать речевую активность, мелкую моторику рук, общую моторику;
• воспитывать любовь к земле.
Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, агроном, пустыня, плодородная, «лесные этажи», сеять, росток.
Предварительная работа: беседа о профессиях, проект «Профессии в нашей семье», беседа о природе весной, чтение и обсуждение народных примет о весне, о начале посевных работ, чтение русских народных сказок «Мужик и медведь»,
Материалы и оборудование: Мисочки с песком, глиной, почвой, поднос для смешивания, доски для лепки из глины, ящики с землей, семена пшеницы, лука, горшки с ростками разных растений, глина для лепки, глиняные фигуры для рисования.
Дидактическая игра: “Откуда горсть земли?”.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Воспитатель :
Ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадка – это то, о чём мы сегодня будем говорить.
И топчут её, и режут её-
Она не серчает,
Добром отвечает. (Земля)
Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим. Почему говорят, что она всем добром отвечает? Почему землю называют мать-земля, матушка? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.
Для того, чтобы ответить на все мои вопросы, я вам предлагаю поиграть. Мы с вами говорили о многих профессиях, но сегодня попробуем поиграть в превращения. Хотите? Для начала мы все превратимся в ученых. А ученые чем занимаются?
Дети: Исследуют, занимаются экспериментами, что-то открывают.
Вводная часть. Экспериментирование. (Форма организации – парами)
Воспитатель : представьте, что это наша лаборатория. Я - директор лаборатории, а вы ученые, которые пришли на одно из исследований. Только нужно соблюдать некоторые правила: не перебивать, не обижать друг друга, не толкаться, потому что только в слаженной команде можно добиться результатов. (Дети садятся за большой стол (перед каждой парой небольшие контейнеры). На столах стоят 3 мисочки – с песком, глиной, почвой, накрытых салфетками.
На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (ответы детей)
-Сначала исследуем ПЕСОК.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий). А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (он легко передвигается от воздуха). А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Мокрый песок остается таким же сыпучим? Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?
А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды. (ответы детей). А где можно использовать песок? (песочницы для детей, для строительства, песочные часы, для изготовления песочных фигур)
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.
-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина?
Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)
-Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, игрушки, используют в строительстве.
Воспитатель : А сейчас мы отдохнем - физкультминутку проведем:
РАЗ – и стану я Землёй, - (встали на ноги подняли вверх руки)
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану, (присели руки вперед, поднимаем на месте ноги)
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий, (встали на ноги, руки за спину, покачиваемся в
Очень жёлтый и сыпучий, стороны)
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде.
А четыре – камни мы, (прыжки на месте)
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас,
Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой, (руки вверх, наклоны в стороны)
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ, (взялись за руки, подняли вверх)
Все живущие под солнцем –
Братья нам и мы друзья!
Воспитатель :
Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней? В этой мисочке – ПОЧВА.
Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.). Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много питания для растений, она отдает воду, находящуюся в земле. Видите, как интересно! Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).
Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается в верхнем слое земной поверхности.
Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. (ответы детей).
А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (ответы детей)
Основная часть
Молодцы, вы были хорошими учёными. А сейчас мы с вами разделимся на две команды - одна из них будет агрономами и займется посадкой и посевом, а другая — будет гончарами и сделает для нас красивую посуду из глины. Только потом не следует забывать о наших посадках, нужно ухаживать: поливать, убирать сорняки. А гончарам, нужно будет украсить посуду, после того, как она высохнет. Не забываем о наших правилах игры и правилах техники безопасности.
(Дети делятся на две команды и переходят к столам, где для агрономов заготовлены ящики для рассады, почва, семена пшеницы и вода в лейках, а для гончаров приготовлены дощечки для лепки и глина.)
После выполнения заданий дети встречаются на коврике.
Воспитатель : сейчас мы еще раз вспомним, о чем спорили ученые в своей лаборатории и поиграем в игру.
Игра: «Откуда эта горсть земли?»
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты. ( Цветок с шестью лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы. Или имитированные доли пирога (картинки), аналогичные лепесткам) Подготовленные пакетики с землёй, разной по составу (песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва).
Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли» и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.
Ход игры:
- Ребята, на лепестках этого цветка (на кусочках пирога) – картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).
- Давайте отгадаем – откуда в пакетике «горсть земли», на какой лепесток ее нужно положить.
Дети берут пакет, находят ему место на игровом поле.
- А теперь давайте проверим.
ПЕСОК-ПУСТЫНЯ;
ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ, ГЛИНЯНЫЕ КАРЬЕРЫ;
ПОЧВА-ЛЕС, САД;
КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.
Заключительная часть
Мы сегодня смогли побывать в научной лаборатории, на полях и гончарных мастерских. А также мы ответили с вами на вопрос, который стоял перед нами в начале нашей игры. Что такое земля и из чего она состоит. Молодцы. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? Кем бы вы хотели еще стать в игре?
Теперь, выходя на улицу и рассматривая землю у себя под ногами, я думаю, будете вспоминать нашу игру и отвечать на вопрос «почему?» сами.
Будем ждать первых всходов, и исследовать дальше.
Список литературы:
1. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М. : Новая школа, 1996
2. Самоукина Н. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992