Ольга Ивсина
НОД «Вода и ее свойства» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
Природный мир
( Образовательные области: коммуникация, познание)
Тема: «Вода и ее свойства».
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Обучать детей делать выводы из полученных знаний опытным путем.
3. Закреплять знания о значении воды в нашей жизни; о воде как среде обитания различных живых организмов.
4. Учить составлять рассказ о путешествии воды в природе с помощью схем- картинок.
Публикация «НОД „Вода и ее свойства“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Материал: сказочный персонаж -Буратино, глобус, схема путешествия капельки, картинки для игры «Кто где живет», ёмкость с водой, стаканы с водой и молоком, картинки, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мятные капли, кубики льда, спиртовка, емкость для нагревания воды, стёклышко, фланелиграф, схемы- картинки путешествия капельки.
Ход:
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Появляется Буратино с глобусом.
Буратино: Здравствуйте ребята, пойдемте со мной в футбол играть, я даже мяч с собой взял (указывая на глобус)
Воспитатель: Дети, скажите разве таким мячиком можно играть в футбол?
Дети: Нет глобусом, в футбол играть нельзя.
Буратино: А что такое глобус?
Дети: Глобус- это модель нашей планеты только маленькая.
Воспитатель: В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета суша? А вода?
Дети: Вода –голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. Воспитатель: А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом. Вот как много воды у нас на земле, это моря, реки, озера, болота и т. д. Буратино, а ты знаешь кто там обитает?
Буратино: Нет
Воспитатель: Давай мы научим тебя играть в интересную игру «Кто где живет»
Буратино: Хорошо я согласен.
(Выставляются картинки моря, болота, реки и их обитателей (морской конек, морская звезда, дельфин, акула, лягушка, жаба, уж, сом, окунь, рак, карп. Дети рассказывают кто где живет. Буратино принимает участие в игре, дети его если нужно исправляют.) Приложение № 1
Буратино: Какая интересная игра. Как вы много знаете о воде.
Воспитатель: Буратино, а хочешь с нами отправиться в лабораторию.
Буратино: А что такое лаборатория? (ответы детей) Хочу!
Опыт 1. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Ёмкость с водой)
- Давай все по очереди посмотрим в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
Буратино: Я кажется увидел себя.
Воспитатель: Правильно Буратино А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.
А теперь, занимайте свои рабочие места, Буратино, ты тоже садись и наблюдай внимательно как мы будем делать опыты. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.
Физминутка:
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда (идут шагом на месте, руки на поясе)
То в снег превратится, то в лед. (руками указываем в право, влево)
Растает и снова в поход! (сели на корточки)
По горным вершинам, широким долинам (идут шагом на месте, руки на поясе)
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется (стали на носочки, руки потянули вверх, затем опустили руки)
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда, это волшебница наша- вода (кружатся 2 раза)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).
Опыт 4 Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5 Лед и пар тоже вода.
Воспитатель показывает кубики льда.
Воспитатель: Ребята, а что это такое?
Буратино: Я знаю, что это такое, можно я отвечу? Это стекло!
Воспитатель: Нет, это не стекло, ребята расскажите Буратино,что это.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это лед. Лед, - твердая вода. Что с ними происходит? (Постепенно лед растаял и превратился в воду.)
Воспитатель: Сейчас, мы подогреем с помощью спиртовки воду Что произошло с водой? (вода превращается в пар) А сейчас, давайте, подержим стекло над паром Что вы видите на стекле? (на стекле появляются капельки.)
Вывод: Лед при комнатной температуре растаял и превратился в воду, а когда воду нагреваешь то она превращается в пар, и если поставить стеклышко к пару то на нем появляются капельки воды (пар на стеклышке остывает и снова превращается в воду)
Буратино: Как здорово проводить опыты! Можно узнать столько интересного, я покажу Папе Карло все, чему сегодня научился, он наверное даже не представляет сколько с водой можно сделать опытов.
Воспитатель: Ребята, а вызнаете, что свойства воды позволяют ей путешествовать – что это значит?
Дети: это круговорот воды в природе
Воспитатель: А ты знаешь что это такое, Буратино?
Буратино : Нет
Воспитатель: Я на фланелиграфе буду выставлять, поочередно, маршрут путешествия вода в природе, а ты, Буратино, с ребятами будешь сочинять рассказ о путешествии воды в природе и так, я начинаю: " Жила была капелька со своими подружками, они весело резвились родной речке, каждый день солнце нагревает воду и кто- то из подружек капельки попадал на небо, и вот однажды в жаркий день солнце пригрело капельку, и она почувствовала себя легкой при легкой,превратилась в пар и поднялась в небо все выше и выше. Чем выше поднималась капелька, тем холоднее становится воздух. Парообразная капелька снова превратилась в воду, оказалась что таких путешествующих капелек много и они образовали целое облако. Ветерок относил облако все дальше и дальше от родной речки капельки. Капелек воды набиралось много, они стали слишком тяжелыми для облака и выпали дождем на землю. Капелька оказавшись на земле стекла в ручей, который отнес свои её в родную речку. Как рада была капелька снова оказаться дома, но и путешествие ей очень понравилось.
Приложение №2
Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Буратино : Как интересно было придумывать рассказ по картинкам, схемам. Мне очень понравилось. Ой, я совсем заигрался с вами, меня наверное дома уже ждут!
Буратино прощается и уходит
Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового, и интересного на нашем занятии?
Дети: Сегодня мы узнали много нового и интересного о воде и ее свойствах, вспомнили как вода путешествует в природе, и составили рассказ. Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да!