Оксана Хадыева
НОД Веками вместе
▼ Скачать + Заказать документы
https://www.maam.ru/detskijsad/1021227/newpost.html
ВЕКАМИ ВМЕСТЕ
Цели классного часа:
• воспитание уважения к культуре и истории края;
• формирование системы знаний о быте и культуре населения края;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
Задачи:
• Развитие интереса к познанию традиций и обрядов русского и башкирского народа;
• Создание условий для знакомства и изучения имеющихся источников знаний о культуре башкирского и русского народа;
Публикация «НОД Веками вместе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
• Приблизить историю своего народа к сердцу учеников, воспитывать дружбу между народами, населяющую наш край.
Оборудование:
• АРМ учителя, презентация «Веками вместе»
• шаблоны одежды башкирской и русской
• музыка Курая
• карточки с ключевыми словами, пороги
Ход занятий
Четыре с половиной века миновало,
Когда Башкирии великие орлы
В Москву с земли далекого Урала
С огромной просьбой прибыли послы.
И воссоединились два народа,
Башкир и русский – братья навсегда,
И эта дружба крепнет год от года,
И не страшна любая ей беда.
И вместе в бой плечом к плечу шагали
За веру, правду, за страну свою,
Друг друга грудью смело закрывали,
За дело общее сражались в бою.
Учитель: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
- Сегодня на классном часе мы совершим путешествие во времени в Уральский край, познакомимся с нравами, обычаями, музыкальной культурой и обрядами башкирского и русского народа. Поработаем в творческих мастерских.
Звучит мелодия Курая
Слайд№2
Башкиры жили на Южном Урале еще в первом тысячелетии. Тогда они занимались скотоводством, охотой, рыболовством. Когда в XII в. татары-монголы напали на Европу, башкиры долго сопротивлялись им, не пропуская их на запад, в глубь Русского государства. Однако силы были неравны, и Башкирия, как и другие соседние государства, оказалась под игом татаро-монгол.
В середине 16 века Башкирия добровольно присоединилась к Русскому государству. Переговоры с русским государством продолжались в течение нескольких лет, и присоединение завершилось в 1557 году. Слайд№3 В г. Уфе воздвигнут памятник Монумент Дружбы, посвящённый 400-летию добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Установлен он на Первомайской площади. В 1974 году Советом Министров РСФСР монументу Дружбы был придан статус памятника государственного значения.
Войдя в состав Русского государства, башкиры переняли у русских многие положительные черты их жизни и быта. Больше стали заниматься земледелием. Земля, на которой мы живём, когда-то принадлежала башкирам отсюда и название некоторых городов и деревень.
На доске слова: Бедярыш, р. Катай, Юрюзань, Зюраткуль.
Н-р Бедярыш- благодатная для пастбищ земля,
р. Катай – название племени, которое проживала на этих землях.
- А как переводится с башкирского название города Юрюзань?
+ «быстрая река»
- А как переводится название озера Зюраткуль?
+ горное озеро называли Юрак-куль, т. е. озеро потерянного сердца и озеро-сердце, где согласно легенде, покоиться сердце красавицы Амины.
Легенда девочка.
- А посмотрите, какой костюм у нашей ….
Слайд№4
В женском башкирском народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. В основе костюма лежали глубокие исторические традиции.
Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине.
Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на головных уборах - колпачках.
Помимо вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет в женский комплект входило покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами.
Слайд№5
Основой женского русского народного костюма была рубаха. Носили её повсеместно и крестьяне, и зажиточные слои населения. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна.
Рукава рубахи могли быть разной длины. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомним Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол жатвенной рубахи и рубахи-“сенокосицы” (в которой косили). Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.
У Вас на столах конверты. В них находятся элементы русского и башкирского костюма. Ваша задача украсить данные костюмы.
5 мин (звучит музыка)
- Молодцы. (оформление доски)
Какие нарядные, красивые костюмы мы изготовили в нашей мастерской. В таких костюмах не стыдно и на вечёрку выйти.
-Ребята я приглашаю вас на русскую народную песню –танец «Со вьюном я хожу»
-А теперь станцуем башкирский народный танец «Лапша»
- Ребята, какие национальные блюда вы знаете русские и башкирские?
- У меня на столе карточки с названиями блюд. К доске я прошу выйти двоих учеников и распределить блюда в два столбика башкирские и русские блюда
На доске: Бешбармак (пять пальцев) щи
Баурсак (кутья
Чак-чак окрошка
Зур балеш курник
- Веками вместе жили бок обок наши народы, ходили в гости, угощали друг друга различными блюдами: блинами, сладостями, пирогами. Вот я и вас сейчас угощу пирогами Зур балешем и курником. Пробуйте и скажите в чем отличие?
- Правильно, ребята! Молодцы!
- Длительное взаимовлияние и взаимодействие культур русского, башкирского и других народов вело, в конечном итоге, к выработке некоторых общих местных черт в материальной и духовной жизни этих народов. Особенно это относится к развитию материальной культуры. Башкиры, например, испытали влияние русского крестьянского населения не только в области хозяйственной деятельности, но и в быту, в частности в строительстве жилищ, во внутреннем убранстве домов и т. д. Однако русское крестьянское население Башкирии, окруженное башкирами и другими народами, и само не избежало их влияния на культуру и быт. Русские крестьяне заимствовали у башкир немало обычаев и те или иные элементы материальной культуры, которые башкиры выработали в течение столетий, приспосабливаясь к местным условиям.
Итог:
- Что нового для себя вы узнали?
- Что больше всего вам запомнилось?