Валентина Кокшарова
«Все нужны на Земле». НОД в старшей группе. Проблемно-этическая беседа о животных
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желания строить взаимодействия с ними на гуманной основе.)
Понимать ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе.
Умение устанавливать связи, приспособления животных к среде обитания.
Публикация «„Все нужны на Земле“, НОД в старшей группе, Проблемно-этическая беседа о животных» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Наблюдение за животными, в том числе и внешне непривлекательными (жаба, червяк, черепаха и др.). Чтение книг : Б. Заходер «Серая звёздочка», К. Паустовский «Квакша».
Проведение опытов на выявление пользы дождевых червей.
Ход занятия
В группу входит игровой персонаж Незнайка с картинками, на которых изображены животные.
Незнайка: -Я очень люблю животных и спешу в лес поскорее их увидеть.
Воспитатель:-Расскажи, с какими животными ты хотел бы встретиться в лесу?
(Незнайка выбирает из картинок привлекательных животных, не берёт жабу, червяка, ящерицу).
Воспитатель: Незнайка, почему ты не выбрал этих животных?
Незнайка:-А чего их любить, они такие некрасивые и совершенно ненужные. Если их не станет, то на земле будет красиво и хорошо.
Воспитатель:- Как вы думаете, прав Незнайка? (дети высказываются).
Можно ли его сейчас отпустить в лес? Почему? (Дети объясняют).
Давайте представим, что чувствуют животные, когда Незнайка входит в лес?
Что бы они сказали, если бы смогли говорить? (дети высказываются).
Воспитатель дополняет и обобщает ответы детей:- «Да, животные бы сказали Незнайке : не обижай нас, мы хотим жить на свете, прыгать по травке, ползать по земле, радоваться жизни.
Мы такие же живые, как и ты.»
Воспитатель: Как убедить Незнайку, что все животные нужны в природе?
Незнайка, ты говоришь, что жаба, червяк, ящерица- некрасивые. Чем же, по- твоему, они некрасивы?
Незнайка: Жаба какая-то буро-зеленая, скользкая. вот пусть бы она была разноцветной, яркой, пушистой.
Воспитатель: Ребята, где живёт жаба? Какого цвета вода в болоте, растения около него (демонстрируется модель водоёма).
Воспитатель:- Что случится с жабой, если она станет яркой, разноцветной?
(На макете болота помещается силуэт двух жаб - обычной и яркой).
Дети объясняют, что яркая жаба станет заметной для врагов.
Незнайка:-Согласен, пусть жаба будет буро-зелёная. Но пусть будет пушистой, чтобы гладить было приятно.
Воспитатель: - Может ли жаба стать пушистой? Почему? (Дети объясняют, что жаба дышит всей поверхностью кожи. Чтобы жаба могла дышать, нужно чтобы кожа была всегда влажной.)
Воспитатель:- А если кожа жабы будет покрыта шерстью? (дети высказываются).
Незнайка:- Да, нельзя жабе иметь шерсть, она перегреется.
Воспитатель:- Видишь, Незнайка, каждое живое существо приспосабливается к тем условиям, в которых оно живёт. В природе всё устроено мудро, каждый красив для того места, где живёт.
Незнайка:-Да, теперь я понял, что эти животные только кажутся некрасивыми, а на самом деле они так приспособились. Но без них в природе можно обойтись.
Воспитатель:- А как вы думаете? Давайте посмотрим, что будет, если исчезнут жабы.
(Дети вместе с воспитателем составляют цепочку питания, раскрывающую связь между жабами, насекомыми, растениями).
Незнайка:- Возвращайте скорее жаб, а то от леса ничего не останется, а меня всего комары закусают.
Воспитатель:- Вот видишь, Незнайка, жабы в природе очень нужны, они поедают насекомых и этим защищают растения. Люди специально привлекают жаб в сады и огороды для защиты растений от насекомых. А человека жабы спасают от комаров.
Незнайка:- Да, какие жабы хорошие. Я завтра обязательно пойду в лес и скажу спасибо жабам.
Воспитатель:- Каждое живое существо хочет жить, все нужны в природе.
(Ребёнок читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»).
Дети, прежде, чем отпустить Незнайку в лес, давайте расскажем ему, как нужно вести себя в лесу. (Дети объясняют).
Незнайка:- Я понял, что нет некрасивых животных, они выглядят так, чтобы было удобно жить в разных местах. Они так приспособились жить, Я буду наблюдать за ними и всем расскажу, как животные помогают природе и человеку.
Воспитатель:-А теперь отпустим Незнайку в лес? Будут животные его бояться? (Дети высказываются).