Надеина Анна Викторовна
НОД в старшей группе «Какие бывают микробы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
По познавательному развитию с элементами экспериментирования
с детьми старшей группы
«Какие бывают микробы?»
Подготовил и провел воспитатель 1 квалификационной категории
Надеина А. В.
Санкт-Петербург
2020
Публикация «НОД в старшей группе „Какие бывают микробы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Преамбула: Образовательная деятельность осуществляется на базе рабочей программы разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 20.05.2015 № 2/15, Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ № 16 общеобразовательной программы дошкольного образования (с изменениями на 01.09.2015 г., парциальной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
Рабочая программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Возрастные особенности: в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Более совершенной становится крупная моторика. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом). Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Конспект НОД в старшей группе «Какие бывают микробы?»
Цель: - сформировать представления детей о микроорганизмах, их вреде и пользе на здоровье человека.
Задачи:
1. Образовательные:
-дать детям простейшее понятие о полезных и вредных (болезнетворных) микроорганизмах-микробах (бактериях); познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с вредными микробами; активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, плесень, бактерии.
2. Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативно-речевые способности.
3. Воспитательные:
- воспитывать культурно - гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Форма проведения: занятие-эксперимент
Развивающая среда: компьютер, микроскоп
Материалы и оборудование: компьютер, стакан с теплой водой, дрожжи, сахар, мука,миска, платочки или медицинские маски, зеркала, пульверизатор, влажные салфетки.
НОД
Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Гостям всем скажем мы.
Воспитатель:- Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». А что значит «быть здоровым?»
( Ответы детей: когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый, энергичный, красивый и т. д.)
Воспитатель:- - Совершенно верно! Здоровье - это самое главное в жизни. Каждый человек должен думать о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.
Основная часть
Воспитатель: - - Отгадайте загадку:
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Воспитатель:- - Ребята, о ком идет речь?
Ответы детей: О микробах!
Воспитатель:- - Как вы догадались?
(ответы детей)
Воспитатель:- - Будем дружить с микробами?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель:- - Почему вы не хотите с ними дружить?
(ответы детей)
Воспитатель:- - Сегодня на занятии мы проведем опыты и эксперименты и узнаем, только ли вредными могут быть микробы, а также вспомним правила ЗОЖ. Ребята, а кто из вас знает, кто такие микробы?
( ответы детей: что микробы – это микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие меньше самых маленьких насекомых)
Воспитатель:- - Действительно, микробы являются самыми маленькими обитателями, микроорганизмами Земли. Микробы есть в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле.
А вы знаете, с помощью чего их можно увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель:- - Да, их можно увидеть только в микроскоп. Слайд 1.
Именно с помощью этого прибора ученые в своих лабораториях изучают мельчайшие организмы и вещества. Посмотрите на экран, вот так выглядят микробы под микроскопом.
Слайд 2. Посмотрите, внимательно, какой они формы? Есть ли у них какие-нибудь части тела (ответы детей)
Воспитатель:- - Скажите, ребята, как микробы могут попасть в организм человека?
Ответы детей (Микробы могут попасть к нам в организм, если мы будем гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с болеющим человеком, не мыть руки, брать грязные пальцы в рот, есть немытые овощи и фрукты, есть испорченные плесенью продукты, пить грязную воду)
Слайд 3. Как микробы могут попасть в организм человека.
Воспитатель:- - Чтобы проверить правильно ли вы ответили, предлагаю вам провести один небольшой эксперимент.
Воспитатель:- - Давайте проверим, действительно ли микробы передаются из рук в руки. Для этого нам понадобится немного муки.
Эксперимент с мукой.
Воспитатель просит ребенка обмакнуть руки в муку, а затем поздороваться за руку с другим ребенком.
Воспитатель:- - Осталась ли мука на руке у….Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей ( Вывод: Микробы действительно могут передаваться из рук в руки).
Воспитатель:- - А хотите узнать, как микробы больного человека попадают в организм здорового человека?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда мы с вами проведем еще один небольшой опыт.
«Опыт с зеркалом»
Воспитатель:- - Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда?
Ответы детей (во рту).
Воспитатель:- - И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
Воспитатель:- - Рассмотрим зеркало. Какое оно? (чистое).
Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.
Воспитатель:- - Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас?
Ответы детей (Нет. На нем появились капельки).
Воспитатель:- - В капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?
( варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
Педагог: - Теперь наденьте маски и попробуйте снова подышать на зеркала.
Дети надевают медицинские маски или прикрывают рот платочками, еще раз дышат на зеркала.
Педагог: - Что произошло на этот раз?
Ответы детей ( Ответы детей: Зеркало осталось чистым).
Воспитатель:- - Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: - Больным людям надо надевать повязки, так как они защищают здоровых людей от микробов.
Физкультминутка
https://www.youtube.com/watch?v=Y8uOkhaRkSc про микробы
https://www.youtube.com/watch?v=nmAXfHfPjqk моем руки мылом
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сесть на свои места.
Воспитатель: - : - На самом деле существуют еще и полезные микробы, по-другому их называют бактерии. Их используют при создании разных лекарств и кисломолочных продуктов, при приготовлении хлебобулочных изделий. Вот сейчас мы с вами проведем эксперименты и докажем: что они существуют.
Эксперимент «Полезные микроорганизмы – дрожжи».
Воспитатель:- Для того чтобы сладкие булочки получались пышными пекарь использует – дрожжи, давайте проверим так ли это. Для этого в стакан с дрожжами добавим теплой воды, сахар, а в другой стакан насыплем дрожжи, зальем их холодной водой и оставим на некоторое время, а потом посмотрим, что произойдет.
(Педагог с детьми размешивают дрожжи, сахар в теплой воде и убирают в теплое место).
На слайде картинки полезные бактерии. Слайд4.
Воспитатель: - Какие кисломолочные продукты вы увидели на картинках и какие еще знаете? (ответы детей)
Воспитатель:- - Ребята, полезны ли эти продукты для нас?
Ответы детей.
Воспитатель:- Ребята, вернемся к нашему опыту. Что произошло с дрожжами?
Ответы детей: (они увеличились в объёме).
Воспитатель:- Что им в этом помогло?
Ответы детей (тёплая вода и сахар).
Слайд 5. Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: - ответы детей: полезные микроорганизмы существуют.
Заключительная часть
Вот и закончился наш день в научно-исследовательском центре. Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду.
Ребята вам понравились наши эксперименты? Какой понравился больше всех?
Воспитатель:- О каких микробах и бактериях вы сегодня узнали? Какие из них вредные, а какие полезные?
Ответы детей.
Воспитатель:- Ребята, а за отличную работу я вам сегодня подарю по кусочку детского мыла, чтобы ваши ручки всегда были чистыми.
Воспитатель:- Занятие окончено. Спасибо за работу.