Татьяна Владимировна Бородина
Конспект НОД «Труд на селе зимой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с трудом взрослых в сельской местности.
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Труд на селе зимой». Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова). Совершенствование навыка составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в процессе пересказа. Совершенствование навыка пересказа.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, конструктивного праксиса, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание навыка сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование и материалы. Мольберт, предметные картинки с изображением представителей сельских профессий, «светофорчики» и фишки по числу детей, конверт с пазлами.
Предварительная работа. Определение места заданных звуков в словах – названиях профессий на индивидуальных занятиях с логопедом. Формирование представлений о работе на селе осенью и зимой на занятии по ознакомлению с окружающим.
Основная часть.
1. Оргмомент. Игра «Зажги светофор».
Логопед предлагает детям выбрать по одной картинке и сесть на свои стульчики. Перед каждым ребенком лежат «светофорчики».
- Садитесь. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях. Вспомните название профессии человека, изображенного на картинке, произнесите его, определите место звука Р в слове. Покажите его «звуковичком» на «светофорчике».
Дети выполняют задание и комментирует свои действия.
1-й ребенок.
- У меня на картинке КОМБАЙНЕР. Звук Р в конце слова.
2-й ребенок.
- У меня на картинке ТРАКТОРИСТ. Звук Р в середине слова.
3-й ребенок.
- У меня на картинке МЕХАНИЗАТОР. Звук Р в конце слова.
4-й ребенок.
- У меня на картинке ДОЯРКА. Звук Р в середине слова.
- Вы очень хорошо справились с заданием.
2. Чтение логопедом В. Бианки «Снегопах».
Вчера я был в деревне. Навещал своего товарища Мишу Горонина. Дверь мне открыла его жена, ужасная насмешница.
- Миша еще не приходил? Пашет, - сказала она.
Я насмешливо спросил:
- Снег пашет?
- Конечно снег.
Я разыскал Мишу в поле. Он управлял трактором, к которому был прицеплен длинный ящик.
- Зачем это, Миша? – спросил я.
- Это преграда против ветра. Он по полю гуляет, снег сдувает. А озимые без снега замерзнут. Надо снег на полях задержать. Вот я и работаю снегопахом.
3. Беседа по прочитанному.
Логопед помещает на мольберт картину с изображением снегопаха.
- Куда приехал автор рассказа? (Он приехал в деревню).
- Что сказала ему жена его товарища Миши Горонина? (Она сказала, что Миша не приходил домой, он пашет).
- Чему удивился автор? (Автор удивился, что Миша пашет, потому что была зима).
- Какой вопрос он задал жене Миши? (Он спросил: «Снег пашет?»).
- И что ответила жена Миши? (Она ответила: конечно снег»).
- Что же увидел автор, придя в поле? (Он увидел, что Миша управляет трактором, к которому был прицеплен длинный ящик).
- Какой вопрос задал автор Мише? (Автор спросил: «Зачем это, Миша?»).
- И какое же объяснение дал Миша? (Миша рассказал, что он делает преграду против ветра, потому что ветер по полю гуляет, снег сдувает. А озимые без снега мерзнут. Надо снег на полях задержать. Вот он работает со своим снегопахом).
- Как вы думаете, из каких слов образовано слово СНЕГОПАХ? (Оно образовано из слов СНЕГ и ПАХАТЬ.
- Работа, которую делал Миша, называется СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ. Из каких слов образовано это слово? (Это слово образовано из слов СНЕГ и ЗАДЕРЖИВАТЬ).
- Автор назвал жену Миши НАСМЕШНИЦЕЙ. Как вы понимаете это слово? (Она любит пошутить, посмеяться).
- Правильно. Есть еще одно слово, значение которого вы должны мне объяснить. Что такое ОЗИМЫЕ? (Осенью люди сеют семена ржи. Рожь успевает взойти. Поле становится зеленым. Молодые ростки ржи зимуют под снегом, а весной быстро начинают расти. Зимой нужно, чтобы поля с озимыми были покрыты снегом, иначе озимые замерзнут).
- Отлично. Вы дали толковое объяснение и ответили на мои вопросы.
4. Повторное чтение рассказа.
5. Коллективное составление плана пересказа.
- С чего начнете рассказ? (Мы расскажем о том, что автор приехал в деревню навестить своего друга Мишу Горонина).
- О чем будете рассказывать дальше? (Потом расскажем о его беседе с женой Миши).
- Как вы продолжите пересказ (Мы расскажем о том, что увидел автор, придя в поле, где работал Миша).
- Как вы закончите пересказ? (Мы закончим его словами, которые сказал о своей работе Миша).
6. Подвижное упражнение «Стадо».
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р!» Встали, сделали «коготки» из пальчиков.
И мычали: «Му!» Сделали «рожки».
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» Встали на четвереньки.
Не слыхали замечаний
Натальи Анатольевны. Опять идут по кругу.
А она сказала строго:
- Что за шум такой у вас? Останавливаются.
Я детей видала много –
Таких вижу в первый раз. Слова логопеда.
Мы сказали ей в ответ: Стоят в круге.
- Никаких детей тут нет! Отрицательно качают головой.
Мы не Пети и не Вовы, Загибают пальчики.
Мы - собаки Встают на четвереньки.
И коровы! Делают «рожки».
А она в ответ: Встают.
- Да что вы? Слова логопеда.
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду. Дети идут по кругу друг за другом.
7. Пересказ текста детьми.
Логопед предлагает детям пересказать текст.
8. Пазлы «Сельские профессии».
Логопед раскладывает на столе пазлы со слогами: скот, ник, ко, нюх.
- Составьте слово – название сельской профессии из двух слогов и прочитайте его.
Дети выполняют задание.
- Если вы правильно собрали слова, то с обратной стороны пазлов должны получиться картинки. Переверните пазлы.
Дети переворачивают пазлы и видят изображения скотника и конюха.
- Ну что же, молодцы! Я горжусь вами. Вы сегодня очень хорошо занимались.
9. Окончание занятия.
- А теперь расскажите о том, чем мы сегодня занимались (дети по очереди перечисляют все выполненные задания и оценивают друг друга).
Заключение.
В результате проведенного занятия дети познакомились с трудом взрослых в сельской местности, научились пересказывать короткий текст, выделять звук на фоне слова, правильно произносить сонорные звуки. У детей наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется желанием узнать новое и потребностью его изучения. Из чего можно сделать вывод о достижении, поставленных в начале занятия, целей и задач.
Список использованных источников.
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016