Ольга Гончарова
НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности к годовщине снятия блокады Ленинграда
НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности к годовщине снятия блокады Ленинграда.
Воспитатель I категории Осипенко О. В
Воспитатель Пелепейко Т. А.
Учитель-логопед I категории Садовая А. В.
Публикация «НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности к годовщине снятия блокады Ленинграда» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Группы компенсирующей направленности
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Описание материала: В этом году мы отмечаем 77-ю годовщину снятия блокады Ленинграда и чтим память погибших жителей и защитников блокадного города. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. В данной работе раскрыта величайшая трагедия России. Материал будет интересен воспитателям старших возрастных групп детского сада.
Возрастная категория участников: 6-7 лет
Место проведения: группа
Форма проведения: общение.
Методы: словесный, наглядный.
Цель: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; дать детям представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; познакомить ребят с понятием блокада.
Развивающие: развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников, коммуникативные навыки.
Воспитательные: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Актуальность: тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков!
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка; презентация по теме; песня «Священная вона» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова, «Ленинградский метроном», стакан с водой, кусок хлеба весом в 125 грамм и свеча, рисунки детей блокадного Ленинграда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная подготовка :
1. Подбор материала.
2. Подготовка презентации.
3. Разучивание стихов по сценарию.
4. Оформление : в музыкальном зале на столе свеча, стакан воды с куском хлеба весом 120 грамм и буханка чёрного хлеба.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Дети входят в группу и становятся у центральной стены.
Ведущий: Сегодня 27 января 2021 года. Чем знаменателен этот день для всех россиян?
(Ответы детей). В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.
80 лет назад, 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Началась Великая Отечественная война!
-Почему её так называют? ( ответ ребенка: Потому что весь народ встал на защиту своей Родины)
(звучит запись песни «Вставай страна огромная»(001)
Ведущий: Враг разрушал города и сёла, убивал мирных жителей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Много испытаний выпало на долю нашего народа.
Ведущий: Одним из самых трудных испытаний была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г. Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград.
Ведущий: Город был окружен вражескими войсками со всех сторон, Ленинград оказался в блокадном кольце.
Пройдите на ковёр, возьмитесь крепко за руки. Город был окружён со всех сторон кольцом. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти.
Присядьте на свои места.
Ведущий: Блокада длилась целых 900 дней, это почти три года, очень долго.
Для жителей, особенно для детей Ленинграда, блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать.
Слайд 2
Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться.
Особенно тяжело приходилось зимой. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки – буржуйки.. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.
Слайд 3
Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал
(звучит запись воздушной сирены(002).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
(звучит запись метронома(003).
На что он похож?
Ответы детей. Биение сердца.
Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно.
Слайд 4
На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном городе.
Слайд 5
Ведущий: Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки, по которым можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день для детей и взрослому 225. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку Нева. Из последних сил на санях везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
- Вот она суточная норма хлеба! (показ кусочка черного хлеба весом 125 г). Он весит 125 грамм.
Ксюша Т. Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Потом тяжёлым, кровью
Он доставался для нас. (Валерий Куроленко)
Слайд 6
Ведущий: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили.. Особенно страшно читать дневники детей.
Вот что писала шестилетняя девочка Таня Савичева, которая только научилась писать. Давайте вслушаемся в эти скупые и страшные слова.
Ведущий читает дневник Тани Савичевой
(004) звучит трагичная музыка
Женя умерла 28 декабря 12-50 часов1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа 1942 года.
Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.
Слайд 7
(мемориал Тани Савичевой)
Ведущий: Сейчас дневник Тани Савичевой в память о блокаде Ленинграда увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс славы».
Слайд 8
Ведущий: И все-таки жители блокадного Ленинграда нашли выход! По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли в осажденный город хлеб!
"Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с таким нужным для голодных людей грузом уходила под воду и тонула. Знали водители, что смертельно опасно ехать, но знали и то, что людям нужен хлеб!
"Дорога жизни" - эта дорога спасла многих ленинградцев.
Слайд 9
Блокадном Ленинграде дети наравне со взрослыми работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек. И в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми – читали книги, слушали музыку, встречали новый год и конечно же рисовали. Предлагаем вам пройти в художественную галерею, где выставлены работы детей блокадного Ленинграда.
(звучит трагичная музыка(005)
Рассматривание рисунков.
Что изображали дети в своих рисунках. (война, хлеб, дети, работу)
Арина Л. (на фоне рисунков)
«Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий наш поклон.
Голод, и холод вас сковывал,
Пронзала жгучая боль.
Игрушки отброшены в сторону,
А цель лишь одна - фронт!
Спасибо, спасибо, ребята,
За вашу отвагу и труд.
И эта скорбная дата
Запомнится всем вокруг.»
Дети пройдите на свои места.
Слайд 10
Ведущий: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим!
Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам! И только 27 января 1944 г. произошло полное снятие блокады Ленинграда. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце.
Слайд 11
Ведущий: В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют!
Ведущий: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Слайд 12
Ведущий: Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в городе Ленинграде, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в то суровое время! Они стояли за свободу родного города и победили!
Настя С. : Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
Слайд 13
Ведущий: Давайте же сегодня, 27 января в День освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вспомним о тех, кто погиб.
И мы с вами зажжем Свечу Памяти и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном.
(Звук метронома, минута молчания(006)
Слайд 14
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
Слайд 15
Детям — юным героям Ленинграда установлен памятник «Цветок жизни»
Слайд 16
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!
Прошло 77 лет со дня полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Выросло не одно поколение. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти!
Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни.
На память о сегодняшнем дне мы хотим вручить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда.
(под звучаниие «Песня о Ладоге» детям вручают ленты – символ блокадного Ленинграда(007)