Вера Иноземцева
НОД в подготовительной группе «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
День народного единства
Цель: ознакомление детей с бытом, подвижными играми, танцами русского, украинского, белорусского, казахского народов, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского, украинского, белорусского, казахского народов (одежда, национальные блюда, игры, танцы);
Публикация «НОД в подготовительной группе „День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы одежды разных народов (кокошник, косоворотка, шаровары, кейлек, кошуля, плахта, картуз); продолжать развивать умение поддерживать беседу путем рассказа о предмете;
3. поощрять желание выступать в роли водящего при организации подвижных игр с правилами;
4. формировать положительный отклик на коллективные подвижные игры.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативная.
Материалы и оборудование:
Русская, украинская, белорусская, казахская народная одежда, ИКТ, национальные блюда, предметы быта.
Ход НОД
В зал входят два воспитателя (русской и казахской национальностей, каждая одета в свой национальный костюм. Здороваются с гостями на родном языке.
Реб. : Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Реб. : В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Реб. : Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
В-ль: Ребята, как называется наша Родина? (Россия)
Показ слайдов (№1)
Реб. : Россия – самая большая страна в мире. Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный полюс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики
В-ль: Ребята, только ли русские живут в России? (Нет)
В-ль: Какие ещё народы населяют нашу страну? (ответы)
Показ слайдов (№2, 3, 4, 5)
Реб. : В нашей стране живёт очень много народов. Россия – многонациональная страна и у каждого народа есть свои традиции и обычаи.
Реб. : Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
В-ль: сейчас мы немного отдохнём и физкультминутку проведём.
Физминутка
В нашей стране горы высокие (руки вверх, на носочках,
Реки глубокие (присели,
Степи широкие (руки в стороны,
Леса большие (руками описываем круг,
А мы - ребята вот такие!
В-ль: 4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе.) А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).
В-ль: (обращается к детям в русских национальных костюмах) Ребята, мы с вами к какому относимся народу? (к русскому).
В-ль: (обращается к девочкам) Девочки, расскажите нам о своих костюмах.
Показ слайдов (№6)
Дев. 1: Одна из главных деталей женского русского народного костюма – это сарафан. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.
Дев. 2: Самым распространённым головным убором у женщин был кокошник. Кокошник от слова кокоша – курица. По форме он похож на куриный гребешок.
В-ль: Мальчики, расскажите вы нам о своих костюмах.
Показ слайдов (№7)
Мальч. 1: Национальный русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов (порты) из холста.
Мальч. 2: Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком.
В-ль: У каждого народа есть свои излюбленные блюда. Особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. В России очень много блюд готовят из муки. Например, знаменитые калачи, а так же блины, пироги, оладьи.
(Дети выносят угощение)
В-ль: Русский народ придумал много потешек, песен, сказок, хороводов, игр, плясок, которыми сопровождались все события их жизни.
И сейчас наши дети исполнят для вас русский народный танец ….
В-ль: Давайте познакомимся с традициями и обычаями других народов. У нас в группе есть представители казахской национальности. Воспитатель казахской национальности рассказывает как принято встречать гостей у казахов.
В-ль : Шашу. Осыпание. Это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, гостей осыпают сладостями, чаще всего конфетами. Это и называется шашу. Такой обряд очень любят взрослые и особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты. Но и взрослые не прочь подобрать конфеты во время обряда шашу, так как верят, что это добрый знак и он принесет удачу.
В-ль: Ребята, как называются ваши национальные костюмы?
Показ слайдов (№8)
Дев. : Женская одежда состоит из платья-рубашки, которая называется кейлек. Важным элементом наряда являются штаны – дамбал, которые надеваются под платье.
Показ слайдов (№9)
Мальч. : Одним из элементов мужского костюма является головной убор – тюбетейка. Казахские мужские шаровары называются шалбар-сым. Мужской камзол называется бешмет. Он обычно стягивается поясом, шекленом, на талии. Обувь и мужчины и женщины носили одинаковую – или сапоги на небольшом каблуке, или кожаные ичиги, напоминающие носки или чешки и часто украшенные вышивкой.
воспитатель: Издавна казахский народ славился своим гостеприимством. Казахский народ всегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Они накрывали на стол – дастархан – разные угощения. Мы приготовили для вас национальное блюдо – баурсаки.
А сейчас наши дети исполнят для вас казахский национальный танец.
В-ль: Сейчас мы познакомимся с традициями и обычаями украинского народа.
Девочки, расскажите нам о своих нарядах.
Показ слайдов (№10)
Дев. 1: Национальные костюмы украинцев – очень красивые, нарядные, украшенные вышивкой. Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля и юбка – плахта. Одиним из основных атрибутов женского украинского национального костюма является венок. Венок – это гордость украинского народа.
Показ слайдов (№11)
Мальч. : Основу мужской украинской одежды составляют рубаха, которая называется сорочка и штаны – шаровары.
Девоч. 2: Национальной украинской едой считаются вареники, голубцы, борщ с пампушками, солёное и копчёное сало.
В-ль: Ребята, давайте поиграем в украинскую народную игру, которая называется «Перепёлочка». Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга – перепелочка. На слова народной песни «Ой, у перепелочки да головка болит». Все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» – опускают руки вдоль туловища. На слова «Ой, у перепелочки да коленки болят» все наклоняются вперёд и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: да коленки болят – выпрямляются. Ведущий продолжает: «Ой, у перепёлочки крылья не болят» все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов «Крылья не болят» - «разлетаются», бегают по залу. Затем ведущий называет другие части тела и игра повторяется.
В-ль: И ещё представители одной национальности, которая есть в нашей группе – это белоруссы. Её нам представит Василиса со своей мамой.
Василиса: Уважаемы, гости, ребята, обратите внимание в какой наряд я одета. Это белорусский национальный костюм.
Показ слайдов (№12)
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница, рубаха (кашуля, пояс, безрукавка и головной убор.
Показ слайдов (№13)
Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета и ноговиц. Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны.
А сейчас мы хотим угостить вас белорусской едой. Одним из самых распространённых национальных блюд белорусов являются драники.
Татьяна Владимировна: Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды у белорусов это песня и танец. И ещё они очень любят играть.
Давайте и мы с вами поиграем в белорусскую национальную игру, которая называется «Михасик». Цель игры: развитие ловкости, внимания.
Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар лаптей. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. Ведущий произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, лапоточки обувай, обувай!» После этих слов все участники подскоками или шагом белорусской польки (игру можно проводить под музыку) движутся по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу) все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем. Правила игры:
игроки обувают лапти только по сигналу (или по окончании музыки);
двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.
В-ль 1: Как повезло тебе и мне, мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья, куда не глянь – кругом – друзья.
В-ль 2: Народы, как одна семья, хотя язык их разный,
Все дочери и сыновья своей страны прекрасной.
Реб. : Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже Родины.