Ольга Боярчук
НОД в компенсирующей группе «Ёлка для ребятишек: девчонок и мальчишек» по сказке В. Сутеева «Ёлка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОВЗ с использованием сказочных сюжетов.
Виды деятельности: коммуникативно-речевая, познавательно-исследовательская, музыкальная, игровая, двигательная, художественная.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое», «физическое развитие».
ИКТ-приложение к НОД: компьютерная презентация к образовательному мероприятию, созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point.
Публикация «НОД в компенсирующей группе „Ёлка для ребятишек: девчонок и мальчишек“ по сказке В, Сутеева „Ёлка“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сутеев В.Г.
- Темочки
Предварительная работа: чтение и драматизация произведений, беседа по ним, разработка компьютерных презентаций с использованием электронных ресурсов, отработка алгоритмов решения ребусов, разучивание подвижных игр, обучение навыку вести диалог, отвечать полными предложениями на вопросы педагога, разучивание рифмовок, формирование навыка работать: коллективно – в парах - индивидуально.
Взаимодействие со специалистами: с музыкальным руководителем разучивание песен, подбор музыкального сопровождения.
Задачи:
- упражнять в умении раскладывать число на два меньших в пределах 10;
- совершенствовать временные представления: дни недели;
- развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи;
- развитие мыслительной и речевой деятельности;
- активизация фонематического восприятия;
- развитие коммуникативных и сенсомоторных навыков;
- создание положительного эмоционального фона занятия;
- развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве;
- содействовать сплочению коллектива;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация «В поисках Снеговика-почтовика»; набор карточек с изображением букв (д/у «Ребус «Ёлка»); серия картинок по сказке В. Сутеева «Ёлка», набор карточек с цифрами от 1 до 7 (д/у «Цепочка»); пазлы- карточки с цифрами от 0 до 9: один набор больших, один – среднего размера, по количеству детей (8) – маленького (д/у «Снежинка-паутинка»); панно «В лесной глуши» с силуэтным изображениями деревьев и героев сказки : волка, лисы, зайца, белки, собаки, снеговика, сороки (д/у «В лесной глуши»); ватман с контурным изображением снеговика и ёлки, кисточки (по количеству детей, вазочки с клейстером, салфеточки (по количеству детей, клеёночки (по количеству детей, заранее вырезанные детали для коллективной аппликации: круги, трапеции, треугольники, овалы разного размера и цвета (для снеговика, ладошки детских рук зелёного цвета (для ёлки) (п/д «»Чудо-ёлочка); маркеры, магниты, магнитная доска, мольберт, ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран.
Ход мероприятия
Дети свободно общаются в группе. Включается компьютерная презентация.
Компьютерная презентация учебного материала
1 Аудио-слайд «Агентство «В гостях у сказки»
(«Приходите в гости к нам» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
Воспитатель собирает детей в круг, организуя ритуал приветствия.
Ритуал приветствия «Мы все дружные ребята»
(развитие коммуникативных и сенсомоторных навыков, создание положительного эмоционального фона занятия)
Воспитатель.
Собрались все дети в круг. Дети образуют круг
Я твой друг Ладошки обеих рук прикладывают к груди
И ты мой друг. Вытягивают руки вперёд ладошками вверх
Дружно за руки возьмёмся Дети, взяв друг друга за руки, покачивают ими
И друг другу улыбнёмся. Каждый ребёнок кружится вокруг себя
Дети.
Мы все дружные ребята! Дети кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку
Юные спасатели: Милана, Роман и т. д. Каждый ребёнок, назвав своё имя, протягивает вперёд левую руку.
Образуют пирамиду из ладошек.
Никого в беде не бросим,
Поможем обязательно!
Компьютерная презентация учебного материала
2 Слайд «У вас новое сообщение»
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель. Спасатели, внимание! На дежурный пульт нашего агентства пришло сообщение.
Компьютерная презентация учебного материала
3 Аудио-слайд «У вас новое сообщение»
Звучит ритмический сигнал сообщения. Дети с воспитателем его прослушивают.
Фонетическое упражнение «Сигнал»
(активизация фонематического восприятия)
Дети вместе с педагогом повторяют ритмический рисунок: / /// / /.
Воспитатель. Ребята, повторим звуковой сигнал.
Дети. Та-татата-та-та.
На экране появляется ребус.
Компьютерная презентация учебного материала
4 Слайд-шоу «Ребус «Ёлка»
Воспитатель. Ребята, сообщение зашифровано. Чтобы узнать, о чем оно, надо разгадать кодовое слово, зашифрованное в ребусе. Разгадывайте это слово и рассказывайте, как вы это делаете.
Дидактическое упражнение «Ребус»
(развитие мыслительной и речевой деятельности)
Дети, рассуждая вслух, разгадывают ребус по выстроенному алгоритму.
1-й ребёнок. На первой картинке нарисован ёж. Из этого слова нужно убрать одну последнюю букву. Останется «Ё».
2-й ребёнок. На второй нарисована буква «Л».
3-ребёнок. Можно записать получившуюся часть слова – «ЁЛ».
Ребёнок записывает часть слова на магнитной доске при помощи карточек с изображением букв.
4-й ребёнок. На следующей картинке - очки. Из этого слова нужно убрать две первые буквы. Останется «КИ». Допишем эту часть слова.
Ребёнок дописывает часть слова на магнитной доске при помощи карточек с изображением букв.
5-й ребёнок. Дальше надо заменить букву «И» на букву «А».
Ребёнок меняет на магнитной доске буквы.
Воспитатель. Молодцы! Какое кодовое слово получилось?
Дети (читающие). Ёлка!
Воспитатель. Теперь мы можем прослушать сообщение. Будьте внимательны.
Дети свободно располагаются на стульчиках (или на матах) перед магнитной доской.
Компьютерная презентация учебного материала
5 Аудио-слайд «Обращение ребят»
Обращение. Здравствуйте, юные спасатели! Посмотрели мы сегодня утром на календарь, а там последний листок остался. Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки готовы, а вот ёлки – нет. Три дня назад написали мы Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучего леса. Слепили Снеговика. Дали ему своё письмо. Ушли домой. А на утро Снеговика не оказалось. Возможно, он ушёл с письмом к Деду Морозу. Если так, то по нашим подсчётам он должен был вернуться обратно через два дня. Сегодня пятница, а его ещё нет. Пожалуйста, помогите! Высылаем всю имеющуюся у нас информацию.
Воспитатель достаёт из «принтера», высланные документы: серию фотографий, повествующих о последних события жизни ребят, фотографию Снеговика-почтовика.
Воспитатель. Необходимая информация получена. Давайте восстановим события: отметим их в календаре, и подумает, как можно помочь ребятам.
Дети совместно с воспитателем вывешивают на магнитной доске полученные фотографии.
Дидактическое упражнение «Цепочка»
( совершенствовать временные представления: дни недели)
Дети по наводящим вопросам педагога определяют в какой день недели произошло то или иное событие, обозначают его место в числовом ряду от 1 до 7 соответствующей фотографией-картинкой, объясняют свой выбор.
Воспитатель. В какой день недели посмотрели ребята на календарь?
Дети. Ребята посмотрели на календарь в пятницу.
Воспитатель. Выберете соответствующую этому событию картинку и отметьте этот день.
Дети находят фотографию-картинку с изображением ребят, рассматривающих календарь, и выставляют на магнитную доску под карточкой с цифрой 5, поясняя своё решение.
Дети. Пятница – пятый день недели.
Воспитатель. Листая календарь, дети увидели: завтра – Новый год. В какой день недели наступит этот праздник?
Дети. Новый год наступит в субботу.
Дети находят фотографию-картинку с изображением наряженной ёлки и выставляют на магнитную доску под карточкой с цифрой 6, поясняя своё решение.
Дети. Суббота –шестой день недели.
Воспитатель. Хорошо. Вернё мся к пятнице: три дня назад дети слепили Снеговика и дали ему письмо. В какой день недели это произошло?
Дети. Во вторник.
Дети находят фотографию-картинку с изображением Снеговика-почтовика и выставляют на магнитную доску под карточкой с цифрой 2, поясняя своё решение.
Дети. Вторник – второй день недели.
Воспитатель. Расскажите, как вы считали.
Дети. Четверг – один, среда – два, вторник – три.
Воспитатель. Верно, молодцы! И последнее: Снеговик, по подсчётам ребят, должен был вернуться через два дня. В какой день недели?
Дети. Снеговик должен был вернуться в четверг.
Дети находят фотографию-картинку с изображением Снеговика с ёлкой и выставляют на магнитную доску под карточкой с цифрой 4, поясняя своё решение.
Дети. Четверг – четвёртый день недели.
Воспитатель. Расскажите, как считали.
Дети. Среда – один, четверг – два.
Воспитатель. Молодцы! Вы догадались из какого произведения поступил сигнал о помощи?
Дети. О помощи просят дети из сказки Владимира Сутеева «Ёлка».
Воспитатель. Давайте подумаем, как мы можем помочь нашим героям?
Звучат высказывания детей. Можно слепить нового Снеговика и отправить его за ёлкой. Подарим ребятам свою ёлочку. Отправимся в сказку и разыщем Снеговика-почтовика. Напишем новое письмо Деду Морозу.
Воспитатель. Ребята, а как мы сможем попасть в сказку?
Звучат высказывания-предположения детей.
Воспитатель. А вы летали на снежинке?
Дети. Нет! На снежинке люди не летают! Это невозможно!
Воспитатель. Накануне Нового года чудеса случаются очень часто. Предлагаю вам попробовать: соберём снежинку из пазлов и посмотрим, что произойдет.
Воспитатель достаёт шкатулочку, в которой находятся конвертики с наборами карточек-пазлов с цифрами от 0 до 9.
Компьютерная презентация учебного материала
6 Аудио-слайд «Новогоднее чудо»
(инструментальная импровизация «Зимний лес» Сергея Серафимова)
Дидактическое упражнение «Снежинка-паутинка»
(упражнять в умении раскладывать число на два меньших в пределах 10)
Педагог предлагает детям в первом наборе найти пазл с цифрой 8 (по количеству детей) и разместить его в центре ковра. Далее работа продолжается в парах. Каждая команда представляет свой вариант состава числа 8 из двух меньших чисел, выбрав для этого соответствующие карточки-пазлы с цифрами. При этом дети используют набор с пазлами среднего размера. На следующем этапе дети работают индивидуально: продолжают раскладывать числа на два меньших числа, используя набор маленьких пазлов.
Воспитатель. Вправо – влево посмотрите.
Сколько дошколят скажите?
Дети. Восемь.
Воспитатель. Цифру нужную найдём
И снежинку соберём.
Дети в первом набор находят пазл с цифрой 8 (по количеству детей) и размещают его в центре ковра.
Воспитатель. Друга выбираем.
Число восемь составляем.
Чур, не повторяться,
Чтобы не ругаться!
Каждая команда представляет свой вариант состава числа 8 из двух меньших чисел, используя набор с пазлами среднего размера.
Первая пара. Восемь – это 4 и 4.
Вторая пара. Восемь – это 5 и 3.
Третья пара. Восемь – это 6 и 2.
Четвёртая пара. Восемь – это 7 и 1.
Воспитатель. Поработаем отдельно.
Каждый свой набор возьмёт.
Но про дружбу не забудьте-
Помогайте, если нужно!
Дети раскладывают полученные числа на два меньших числа, используя наборы маленьких пазлов. Комментируют свои действия.
Дети (возможные варианты). Четыре – это три и один. Четыре – один и два. Пять – это два и три. И т. д.
Воспитатель. Молодцы! Красивая снежинка получилась!
Легкая пушинка,
Крошечка – снежинка,
Мотыльком вспорхни,
Ребят в сказку отнеси!
Компьютерная презентация учебного материала
6 Аудио-слайд-шоу «Снежиночка-пушиночка»
(муз. Антонио Вивальди «Времена года. Зима»)
Подвижная музыкальная минутка «Снежиночка-пушиночка»
(развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве)
Дети, взявшись за руки, двигаются под музыку вокруг собранной снежинки. С каждым изменением характера музыки они должны изменить и характер передвижения: спокойная музыка – идут простым шагом, музыка быстрее – переходят на быструю ходьбу, музыка ещё быстрее – переходят на бег.
Воспитатель. Ветер стих, мы вместе со снежинкой опустилась на землю.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором закреплено изображение зимнего леса.
Дидактическое упражнение «В лесной глуши»
(развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи)
Дети по очереди называют героя сказки В. Сутеева «Ёлка» и обводят его изображение маркером.
Воспитатель. Ребята, вы кого-нибудь видите?
Дети. Мы видим волка, лису, зайца, белку, сороку, собаку, Снеговика.
Воспитатель достаёт фотографию снеговика, показывает её детям.
Воспитатель. Ребята, он сам на себя не похож. Что с ним случилось?
Звучат высказывания детей.
Воспитатель. Давайте вытащим его из сугроба и приведём в порядок. Снеговичок, не волнуйся, ребята нашей группы очень дружные. Они помогут тебе доставить елку для ребят из сказки Владимира Сутеева.
Компьютерная презентация учебного материала
7 Аудио-слайд «Новогоднее чудо»
(инструментальная импровизация «Зимний лес» Сергея Серафимова)
Продуктивная деятельность «Чудо-ёлочка»
(содействовать сплочению коллектива, воспитывать желание активно и творчески применять усвоенные ранее навыки и умения)
Дети совместно с воспитателем на белом листе ватмана выполняют коллективную работу из вырезанных заранее деталей: наклеивают изображение Снеговика-почтовика и новогодней ёлки из ладошек детских рук.
Воспитатель. Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик!
Эту ёлку поскорей
Доставь дружной детворе.
А нам пора собираться,
В агентство возвращаться.
Все вместе.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять! Дети и воспитатель протягивают вперёд левую руку «от сердца, от души», образуют пирамиду из ладошек.
Раз-два повернись и в агентстве очутись!
Кружатся на месте вокруг себя
Рефлексия «Если будем мы дружить».
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, наша спасательная операция прошла успешно?
Звучат высказывания детей. Да. Конечно. Мы разыскали снеговика. Помогли ему для ребят собрать ёлочку. Теперь у детей будет настоящий Новый год.
Воспитатель. А почему нам удалось помочь ребятам?
Звучат высказывания детей. Мы были дружными. Помогали друг другу. Не ссорились. Были внимательными. И т. д.
Воспитатель. Верно, сегодня вы ещё раз показали своё умение дружить и помогать друзьям в беде. А это важные качества в нашей жизни! Предлагаю вам поблагодарить друг друга за поддержку песней. Пусть дружба вас не покидает, греет и крепнет.
Дети вместе с воспитателем исполняют песню «Дружба крепкая»
(сл. Михаила Пляцковского, муз. Бориса Савельева)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Использованные источники
1. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. «Издательство «Учитель» (Волгоград, 2012.
2. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 6 до 7. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Приложение CD-диски к программе О. Радыновой (Музыкальные шедевры).