Елена Баришполь
«С приветом по планетам». Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе по тематической неделе «Космос»
▼ Скачать
Задачи:
Обучающие:
Рассказать детям о космосе, о космических кораблях, о первых полетах в космос.
Показать фотографии и рассказать детям о первых космонавтах : о Юрии Гагарине, Валентине Терешковой.
Коррекционные:
Расширить и активизировать словарный запас;
Провести работу по коррекции грамматического строя речи
Развивающие:
Развивать стремление к получению новых знаний
Развивать у детей навык работы в команде
Развивать детское воображение, память, внимание, логическое мышление.
Публикация «„С приветом по планетам“, Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе по тематической неделе „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию «Космос», костюм Вертунчика, «ушки» для марсиан, мяч-метеорит, цветные звездочки, почетные красные звезды, два воздушных шарика, «Сундук»; внутри «сундука» : яблоко, цветок, орех, скорлупа, яйцо, сапог.
План :
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа с показом презентации
3. Физминутка
4. Игра «Один-много», планета «Марс»
5. Игра «Четвертый-лишний», планета «Юпитер»
6. Составление сложных слов, «Неизведанная планета»
7. Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет звезды»
8. Ритмическое упражнение, «Луна».
9. Узнавание звуков по беззвучной артикуляции
10. Игра «Отгадай, из какой это сказки», планета «Нептун»
11. Работа с разрезными картинками
12. Игра «Летает-не летает», планета «Земля».
13. Итог
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: (Встречает детей у двери)
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться сами. Отгадайте мои загадки:
1) Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Ответ: Солнце
2) Во дворе давно темно посмотрю в свое окно
Словно круглый сыр она в небе жёлтая… Ответ: Луна
3) По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. Ответ: Звезды
2. Вступительная беседа.
Логопед: Про что были загадки? Дети: Про солнце, луну, звезды.
Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и планет? Дети: Космос.
Логопед: Отправляемся в космическое путешествие? Логопед: На чем мы сможем отправиться в космос? Д: На ракете, космолете…
Логопед: А какой это вид транспорта? Д: Воздушный.
3. Логоритмика.
- Для начала мы должны отправиться на космодром. Слайд 2
Дружно в ногу мы идем. Мы идем на космодром
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Вот проверили осанку и свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета для полета на планету.
Отправляемся мы в космос, звезды, в гости ждите нас.
(проходят к ковру)
Логопед: Теперь мы команда космического корабля. Главное правило нашего экипажа: Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, громко, четко говорим, никогда мы не спешим.
-Займите свои места, посмотрите, мы в кабине космолета (звучит космическая музыка Слайд 3)
3. Физминутка. Игра «Запуск ракеты».
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук). Д. Есть, включить контакты!
Логопед: Завести мотор! Д. Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет). Все: 5,4,3,2,1, пуск! (сомкнутые руки вверх). СЛАЙД 4
Логопед: Поздравляю вас с выходом в космическое пространство. Помогать нам передвигаться во вселенной будет волшебный экран.
Слайд 5. Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий, Два - Венера,
Три - Земля, Четыре - Марс.
Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом, И девятая планета
Под названием Плутон.
Логопед: Пролетаем мимо первой планеты Меркурий (Слайд 6).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
Пока мы пролетаем мимо планеты, предлагаю развлечься и поиграть в игру.
Узнавание звуков по беззвучной артикуляции
Логопед: Ребята, меркуриане говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда). Смотрите на мои губы и старайтесь отгадать какой звук я произношу.
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
Воздушная гимнастика. Венера Слайд 7.
Логопед: Вторая планета называется Венера. (Слайд 8).
Давайте произнесем это слово и запомним его. Здесь очень жарко.
Подуем на ладошки холодным потоком воздуха, как будто хотим охладить их. Ах, мы их так охладили, что они замерзли. Подуем теплым воздухом.
Качественные прилагательные. ЗЕМЛЯ (слайд 9)
Логопед: Ребята, посмотрите в иллюминатор. (слайд 10)
Какую планету мы видим за бортом? Это наша Земля. Так она выглядит из космоса.
Какая она? (красивая, круглая, большая, голубая, белая)
Развитие фонематического слуха. Марс. (слайд 11)
Логопед: (слайд 12) Обратите внимание, мы пролетаем мимо красной планеты! На ней всё такое красное! Кто знает, как называется эта планета? ( Дети: Марс). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца.
(Слайд 13)
Ой, смотрите, кто это? Марсиане. Раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует с ними поздороваться.
– Я буду произносить приветствие для инопланетянина, а вы повторяйте за мной.
ЛА – ЛО – ЛО – спокойно
ЛУ – ЛЫ – ЛА – радостно
ЛА – ЛЫ – ЛО – ЛУ – огорченно
-Ребята, вы заметили, с какого звука начинаются все слоги?
«Образуй множественное число». Юпитер (Слайд 14)
Логопед: Мы приближаемся к планете Юпитер. Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе, газовый гигант.
Внимание! Возле Юпитера нас встречает зона метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети, станьте в круг.
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм, перчатка.
Проскочили! Полетели дальше!
«Физминутка» Сатурн (Слайд 16)
Приближаемся к планете Сатурн (Слайд 17). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
Жители Сатурна очень грустят, никто не желает с ними танцевать. Может мы с ними повеселимся? (Включить звук на файле)
Игра «Четвертый - лишний», планета «Уран» (слайд 18).
(Слайд 19). Это планета, «Уран». Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней очень холодно и сухо. Посмотрите, ребята, жители планеты оставили нам послание.
Мы очень рады, что вы пролетаете мимо нашей планеты. Отгадайте, какое слово лишнее:
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет Солнце, Луна, звезда, лампа
Вы молодцы! Отгадали все-все загадки!
Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же, как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно.
Игра «летает-не летает». «Нептун» (слайд 20).
Пролетаем мимо планеты Нептун. (слайд 21). Нептун - ледяной гигант. Она восьмая по счету от Солнца.
Давайте поиграем с вами в одну игру. Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает - вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает. - Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает. - Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает. - Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает. - Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает. - Цыпленок летает? … Не летает.
13. Дидактическая игра «Семейка слов». «Плутон» Слайд 22.
Логопед. Сейчас мы пролетаем мимо самой маленькой планеты, (слайд 23). ее еще называют карликовой. Это Плутон.
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
Слайд 24-28
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
А теперь назовите всю семейку.
13. Итог
А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. (Слайд 29) Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе, закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам Солнечной системы. Понравилось вам? Д: Да.
Л: Где вы побывали? Что делали? Кого видели?
Дети вспоминают все, что делали, на каких планетах побывали, кого там встречали.