Елена Струкова
Конспект НОД в старшей группе «Тюменские прянички»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие» (экспериментирование)
Цель: Формирование представление детей о свойствах соленого теста, научить детей делать тесто.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей со свойствами муки и соли используя простейшие приемы экспериментальной деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Старшая группа
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
2. Познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки.
3. Познакомить детей с тестом как с художественным материалом.
4. Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников.
Развивающая:
1. Развивать логическое мышление.
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
1. Приучать к аккуратности при выполнении эксперимента.
2. Продолжать формировать навыки самообслуживания приводить в порядок свое рабочее место.
3. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к мастерам промыслов.
Словарная работа: Активизация словаря соль, мука.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Для детей:
• Одноразовые тарелочки с мукой и солью
• Ёмкости с водой
• Ёмкости для замешивания теста
• Пластмассовые ложки
• Крышки с чёрным дном для рассматривания веществ
• Влажные салфетки
• Фартуки
• демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ (ММЧ)
Ход занятия:
Приветствие:
(Воспитатель вместе с детьми входит в группу, держась за руки).
Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! (Мирон)
Здравствуйте, гости желанные! (Мия)
Принимаем мы гостей со всех волостей! (Максим Фомаиди)
Ой, вы, гости дорогие, мы для вас старалися. (Полина)
Спозаранку все девчонки в платья наряжалися. (Олеся)
Мы поведаем вам, гости, чем мы занимаемся, (Максим Фастуллин)
Как народную культуру все познать стараемся. (Лера)
(Дети рассаживаются за столы)
1. Вводная часть
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз, а чтобы узнать, что это нужно отгадать загадку (корзина с накрытым салфеткой пряником)
Загадка о тульском прянике :
Их в России всюду знают,
Их ведь в Туле выпекают,
Формы разной они бывают,
И глазурью все сверкают
Сладкие и мятные, Очень ароматные (пряник).
(Слайд 1) Пряники были распространены на Руси с древнейших времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряничное дело было очень распространенным народным промыслом. Особенно славились этим искусством тульские мастера. И в настоящее время тульские пряники изготавливаются в Туле. Пряники изготавливали разными способами: их лепили из теста руками, вырезали при помощи специальных деревянных резных форм, которые накладывали на тесто, отпечатывая на нем узор. А если в Туле пекут пряники – Тульские, как вы думаете, в Тюмени какие можно делать пряники? (тюменские).
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, а хотите, я вас научу делать такие пряники? Что нам для этого нужно?
Воспитатель:
- Правильно, чтобы сделать тесто, нам необходима мука, соль, вода.
- Что необходимо сделать с тестом, чтобы получить пряник? (раскатать, испечь)
- А где мы будем его печь? (в печи ….).
Воспитатель: - А так у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда мы сможем высушить наши пряники на батарее. Пряники наши будут не съедобные, но их можно подарить в качестве сувенира на память.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я хочу познакомить вас, со свойствами муки и соли и попробовать самим сделать тесто для пряников.
Эксперимент №1 «Определение на ощупь, где мука, а где соль».
Действия:
- Опустите пальчики в тарелочки с мукой и с солью. Потрите содержимое между пальцами.
- Что вы ощущаете?
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.
Эксперимент №2 «Рассматривание соли».
Действия:
- Возьмите из тарелочки на кончик ложки немного соли рассыпьте ее на черный круг.
- Из чего она состоит? (из крупинок).
- Какие эти крупинки? (круглые, белые)
- А постарайтесь их раздавить? Какие они твердые.
- А возьмите чуть – чуть соли и попробуйте, какая она на вкус (соленая).
Вывод: Значит, соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Она твердая и на вкус соленая.
Эксперимент № 3. " Рассматривание частиц муки"
Действия:
- Ребята, а теперь посмотрите на муку, какого она цвета? (белого).
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку; (твердое вещество)
- А как вы думаете, имеет мука вкус? Попробуйте её (мука не имеет вкуса, она безвкусна).
Вывод: Значит мука белая, состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и их тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердое вещество, не имеет вкуса, она безвкусна.
Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть и размяться.
Подвижная игра " Маленькие человечки"
(Слайд 2) В данной игре используется прием технологии ТРИЗ метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся за руки, как человечки на этой карточке, то такие вещества называются твердыми (показывает карточку)
Давайте покажем " твердое вещество - соль" : возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Частички двигаются так, как вы бегаете врассыпную. Давайте покажем газообразное вещество - воздух: побегайте в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество, вы будете двигаться в разных направлениях. Все понятно?
Начинаем игру! (воспитатель называет разные вещества, дети «моделируют» их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, сок, туман, дерево и т. д.)
Воспитатель: - Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы с вами приготовим соленое тесто и сделаем из него декоративный пряник. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место и высушить.
Эксперимент: №4 «Приготовление теста».
Действия:
- возьмите три ложки муки и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте шесть ложек соли;
- перемешайте полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду до тех пор, пока смесь не станет вязкой (это и есть соленое тесто)
Вывод: Чтобы получить соленое тесто нужно взять муку, соль и воду и все хорошо помешать.
Воспитатель: - Достаньте ложкой полученное тесто на дощечку. Ручки (ладошки) опустите в тарелочку с мукой, возьмите комок теста и хорошо его помните.
-Посмотрите, какое у нас с вами получилось тесто, мягкое, светлое, эластичное.
Показ порядка работы.
Раскатать тесто в пласт, вырезать формочкой пряник.
А сейчас, ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятии?
3. Заключительная часть.
- какие вещества нужны для приготовления соленого теста? (Мука, соль, вода).
- назовите, твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста? (Мука, соль).
- какие, жидкие вещества помогли нам сделать тесто? (Вода)
-Ребята, когда вы работали с тестом, что вам понравилось больше.
Воспитатель: - Ребята, вы отлично работали. И каждый из вас заслужил угощение.