Наталья Петлина
НОД «Путешествие в волшебную Дымку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Путешествие в волшебную Дымку»
Конспект НОД «Путешествие в волшебную Дымку»
Программное содержание: Познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки. Вызвать у детей радость, удивление, восторг красотой народных игрушек, эмоциональный отклик на нее. Формировать бережно-уважительное отношение к игрушкам. Ознакомить с процессом создания игрушки. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; показать, что народное творчество связано с народной музыкой и устным творчеством.
Публикация «НОД „Путешествие в волшебную Дымку“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковская игрушка», просмотр видеофильма «Дымковская игрушка».
Средства реализации: выставка дымковских игрушек, образцы дымковской росписи, макет села Дымково, мультимедийная установка, домик для показа приёмов лепки.
Словарная работа: Дымково, роспись, дымковская игрушка : олень, индюк, барышня, мастер.
Ход занятия:
- Ребята, я сегодня по дороге в д/с увидела сороку.
Сорока-белобока по лесу летала,
По деревьям скакала
Наш детский сад искала
Принесла в клюве письмо (показывает детям письмо).
-От кого оно? (открывает конверт)
Здравствуйте, ребятки
Насти, Софьи,
Вити, Ромы, Каролины и другие дети!
Приезжайте в гости
Милости просим!
(Игрушки из села Дымково) Воспитатель: Дымково - это небольшой поселок в России. Послушайте про него стихотворение.
Зачитывается отрывок из стихотворения
А. Дьякова «Веселая дымка»
Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало.
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!
И стали жители поселка игрушки из этой глины делать. Глина в поселке красная, а не голубая, с которой мы с вами уже познакомились.
Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. Лепили игрушки зимой, когда на полях работы не было - там снег лежит.
Затем игрушки обжигали в печи и расписывали, зимой над каждой избой поднимался дым. Людей, которых лепили глиняные игрушки, называли мастера-умельцы, дымковские мастера.
Воспитатель Игрушки у мастеров-умельцев получались сказочные, волшебные. Считалось, что дымковские игрушки оберегают семью от несчастий, от бед. Их ставили зимой между рамами, украшали дома для детей.
Давайте познакомимся с некоторыми из них…
Дети рассматривают иллюстрации игрушек, свободно общаются, задают вопросы, воспитатель читает небольшие стихи о дымковских игрушках
Мягко падает снежок
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое
«Дымково» назвали.
-Как называется село (Дымково)
-Вот они игрушки: забавные, ненаглядные. Давайте с ними поздороваемся. Эта – барышня, водоноска-молодица, Это – олень быстроногий. Это – индюк, птица сказочно красива.
-Нравятся вам ребята игрушки?
-Кому какая игрушка понравилась? Почему понравилась?
-Какое настроение создают эти игрушки у вас (радостное, веселое, доброе, праздничное)
-Почему? Какая игрушка (яркие, светлые, нарядные, забавные, важные)
-Ребята, игрушки из глины очень хрупкие, поэтому с ними надо обращаться осторожно, бережно, нежно.
-Почему? (чтобы не уронить, не разбить, поэтому их надо держать в руке крепко).
-Ребята, если бы у вас были такие игрушки, что бы с ними делали? (играли бы).
-Хотите еще поиграем? Игра-загадка. Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно.
1. Кофточка цветная
Юбка расписная
Собою хороша
Стоит не дыша. Кто это? (барыня)
- Молодцы. Правильно отгадали.
2. За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра кранные несет
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
3. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий,
Мчится глиняный (олень).
- Про кого мы еще не сказали (про индюка). А про него я прочитаю стихотворение.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя!
- Ну что же, полюбовались мы дымковскими народными игрушками. А какими цветами красок их расписывали дымковские мастера (разными цветами, самыми яркими).
- Какого цвета больше в дымковских игрушках (белого). Это ребята, наверное, цвет снега, ведь село находится на Севере, где долгая зима и много снега.
-Давайте ненадолго превратимся в этих игрушек. Становитесь в круг. Как только я назову какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении
-«Барыня» – дети под музыкой ходят как дымковские барышни, придерживая длинную воображаемую юбку.
-«Конь» – дети скачут как лошадки
-«Индюк» - дети идут высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки.
В конце воспитатель говорит:
«Повернитесь, покружитесь,
Низко-низко поклонитесь»
Что же, ребята! Много интересного мы увидели в селе Дымково, познакомились с игрушками (какими? дымковскими, узнали как их лепят и расписывают.
Молодцы ребята, вели себя хорошо, а дымковские игрушки мы с вами будем вспоминать не раз.