Екатерина Семушева
НОД «Путешествие по Коми-пермяцкому округу»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Путешествие по Коми-пермяцкому округу»
Средний дошкольный возраст
Цель: Знакомство детей с коми пермяцким богатырем Пера-богатырь. Закрепление знаний о растениях, деревьях, животных, обитающих на коми-пермяцкой земле.
Задачи:
• Знакомство с природными условиями родного края;
• Развитие кругозора у детей.
Материал: Карта России, картинки деревьев: береза, ель,осина,сосна,ива; ягод : брусника, черника, земляника, малина, клюква; маски животных, картинка Перы-богатыря
Публикация «НОД „Путешествие по Коми-пермяцкому округу“» размещена в разделах
Ход занятия
. Бур лун, дона челядь! Я принесла вам сегодня интересную картинку. (Показывает картинку Перы-богатыря)
Кто это? На кого похож?
Давайте посмотрим на него и скажем какой он? (большой,сильный, могучий, смелый)
Это наш коми- пермяцкий богатырь Пера-богатырь.
Он обладал нечеловеческой силой. Пера в одиночку поднимал по 12 дубовых стволов, сдвигал с места повозки, которые были тяжелы даже для лошади, передвигался быстрее саней, мог бросить за версту камень весом в сто пудов. У него был и нечеловеческий аппетит – за раз он мог съесть десяток порций пельменей.
Считается, что земля на которой мы живем, это его земля, земля Перы. Потому что он ее защищал от врагов и даже от нечистой силы, например от лешего.
(Выносится игра «Пера му кузя»)
Беседа по карте игры.
Я предлагаю вам отрправиться в путешествие по земле Перы. Готовы? НА чем будем путешествовать? (Выбираем средство передвижения). А Пера-богатырь нас будет защищать.
Пера-богатырьнам приготовил волшебный клубочек. Он и буде показыать нам дорогу.
Сейчас послушайте стихотворение.
Воспитатель:
Мый жэ сэтшэм Родина?
Мый жэ сэтшэм горт?
Кытэн мийэ чужим,
Кытэн мийэ олам,
Кытэн миян садик,
Кытэн миян школа –
Этэ миян Родина,
Этэ миян Горт.
Вэра-видза Парма,
Кама да Кува.
Коми кар – Кудымкар,
Да роч кар – Москва – Этэ миян Родина,
Этэ миян Горт. (В. Климов)
- Как выдумаете, ребята, о чем это стихотвореие (ответы детей)
Да, это о Родине нашей, о Парме, где мы с вами проживаем.
- Давайте посмотрим на карте где же находится наша Родина – Горт.
(Смотрим на карте Пермский край, находим Кудымкар.)
- Богата земля Парма: здесь есть реки и речки, озеро, большая территория леса.
Волшебный клубочек нас привел к лесу.
- Кто из вас сможет запомнить и назвать деревья, растущие в нашем крае на коми пермяцком языке?
Игра «Назови деревья на коми-пермяцком языке»
Береза – кыдз, осина – пипу, ива – бадь, сосна – пожум, ель – кэз.
И снова бросаем наш клубочек. Мы оказались у ягод.
- Название деревьев вы знаете, а вот какие ягоды растут в лесах нашего округа? Отгадайте загадки
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела. (земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая. (клюковка)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками. (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)
(Дети называют названия ягод, воспитатель переводит их на коми-пермяцкий.) Молодцы и ягоды растущие в нашем крае вы тоже знаете.
Давайте снова покатим клубочек. Вот мы пришли к животным.
А вот какие животные живут на нашей земле мы сейчас узнаем из игры.)
Игра «Угадай животное»
(дети одевают маски животных и называют несколько признаков этих животных а остальные должны угадать)
Молодцы! Ну вот и закончилось наше путешествие по Земле Перы.