Марина Балясова
НОД (подготовительная группа) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
НОД
По теме: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Задачи:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Публикация «НОД (подготовительная группа) „Гори, гори ясно, чтобы не погасло“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация, игре на детских музыкальных инструментах)
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип занятия: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение занятия: фортепиано, ПК (ноутбук, экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельностивоспитанников:
• Слушание музыки
• Пение
• Инструментальное музицирование
• Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
• Проводы зимы (р. н. п. Л. Зыкина)
• Р. н. п. «Как вставала я ранешенько»
• Р. н. п. «Блины»
• Частушки…
Ход занятия.
1. Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р. н. п.)
Музыкальное приветствие:
-«Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Песни петь и танцевать
2. Актуализация знаний
М. , р: Какая музыка по настроению встретила вас? (Р. Н. П.) Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р. н. песни? Дети: (на праздниках, посиделках, на гуляньях)
М. , р:Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - определите вы, отгадав мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
М. , р: : И тема нашего занятия называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла
Слайд №2
подходит ли загадка к теме нашего занятия?
Цель нашего занятия – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
М. , р: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
М. , р: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
М. , р: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
М. , р: : Кого ж надо было задобрить?
Д: зимушку
М. , р: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Давным - давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней А кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия:
М. , р: Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
Слайд №3
М. , р: в первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
Слайд №4,5
Исполнение песни:
«Как вставала я ранешенько»
(дети поют песню)
как вставала я ранешенько
убералася быстрешенько
припев:
пришла к нам масленица принесла блинов да маслеца
2раза
как стояла я у жаркой у печи
выпекала кренделя и колочи
припев:
с колочами блины шанешки
для милого друга Ванечки
припев:
ой подружки собирайтеся
в сарофаны нарежайтеся
припев:
будем вместе хороводы водить
надо нам еще и зиму провадить
М. , р: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник?
Д: (песней)
М. , р: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Слайд № 6
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
• Катание с гор
• Бой мешками
• Ледяной столб
• Снежный тир
• Кулачные бои
• Перетягивание каната
• Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру – «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Вы запомните эту игру и будете играть на улице.
М. , р: Чем мы выразили вторник?
Д: (игрой)
М. , р: Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
М. р: Какое главное угощение на празднике?
Дети: Блины
Слайд № 7
М. , р: На что блины похожи? (на солнышко)
Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
Слушание, разучивание песни и музыкальный анализ произведения.
М. , р: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
Слайд № 10
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1. Дикцию (четкое произношение текста);
2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
Разучивание песни.
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
2. Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
3. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
4. На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
5. Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
М. , р: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
М. , р : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Музыкально-ритмические движения:
М. , р: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
«Не житье - бытье, а масленица»,
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» (так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,
М. , р: Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
Слайд № 11
М. , р: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
М. , р: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
М. , р: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
Слайд №12
М. , р: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
М. , р: Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый.
М. , р: Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
Д: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.
Ну что ж, а сейчас ребята под частушки, которые я вам включу подыграют ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).(рубель, трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Дети желающие погрупно играют на инструментах.
Слайд№ 13
М. , р: Как мы четверг выразили?
Д:Частушкой звонкой
М. , р: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)
Слайд 15
М. , р: Для чего сжигали? (Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день (Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».
М. , р: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
(подведение итогов занятия)
М. , р: И наше занятие подошло к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего занятия? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на занятии. Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины!
Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
М. , р: Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели?
М. , р: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
М. , р: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. Это вам моя награда за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались, хочу сказать спасибо вам!А также угостить баранками
До свидания!