Елена Суворова
Конспект НОД «Казачье подворье» в рамках проекта «Донской край»
▼ Скачать + Заказать документы
Казачье подворье в рамках проекта Донской край
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
МБДОУ ДС «Чебурашка»
Непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Казачье подворье» в рамках проекта «Донской край»
Подготовила и провела воспитатель:
Суворова Е. И.
г. Волгодонск 2020
Выявление замысла
Публикация «Конспект НОД „Казачье подворье“ в рамках проекта „Донской край“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Патриотическое воспитание, является одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Так как мы живём на Донской земле, одно из направлений работы нашего детского сада, является ознакомление детей с историей родного края. Приобщение к истокам донской культуры, происходит через ознакомление с обрядами, традициями и систематическим ознакомлением с предметами и бытом донского казачества.
Я так же, знакомлю детей с жизнью донских казаков и в своей работе, для ознакомления с окружающим миром, использую технологию Тико – моделирования. Конструктор – Тико, представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Из него можно создавать различное множество объёмных предметов, построек. В результате конструирования из Тико – конструктора, дети лучше усваивают информацию, за счёт зрительного и тактильного восприятия. Формируются навыки пространственного мышления, развивается моторика рук, за счёт постоянной работы с деталями. Выполняя постройку из конструктора, ребёнок видит результат своей работы. Это положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. На одном из моих занятий по ознакомлению с донским краем, я знакомила детей с казачьим подворьем. Дети, из деталей Тико – конструктора, сооружали: казачий курень, хозяйственные постройки. В свободной от занятий деятельности, обыгрывали созданные ими строения.
Реализация замысла
Цель: приобщение к истории донского края, используя ТИКО конструирование.
Задачи:
1. Познакомить с казачьим подворьем, его особенностями.
2. Закрепить умение строить курень и хозяйские постройки из конструктора ТИКО. Учиться создавать объемные постройки, используя развёрнутую схему.
3. Воспитывать настойчивость, стремление добиться определённого результата.
Словарная работа: баз, «летница», курень, подворье, плетень.
Методические приё мы: художественное слово; показ слайдов; физминутка; использование схем для строительства, рассказывание, какие детали необходимы для строительства.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о донских казаках; беседы: «Как появились казаки на донской земле»; «Донской край»; построение домиков из конструктора ТИКО.
Материал: использование презентации; конструктор ТИКО; развёрнутая схема с изображением куреня, сараев, летней кухни из конструктора ТИКО; карточки с хозяйственными постройками; солнышко для приветствия.
Ход НОД
Дети заходят в группу.
- Давайте скажем гостям: «Здравствуйте!».
- Посмотрите, у меня в руках солнышко, оно хочет с вами поздороваться. Мы будем передавать друг другу солнышко по кругу, и проговаривать слова: Ходит солнышко по кругу. Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит, дружбы солнечной привет». Давайте дружно скажем солнышку: «Привет!» Солнышко мы поставим на столик, оно будет дарить нам хорошее настроение. Садитесь на стульчики.
Послушайте вот такое высказывание: «Наш дом там, где мы с вами живём».
А где мы с вами живём?
Дети: Мы живём на Донской земле.
(1 слайд)
В. Издавна на донской земле, жили наши предки – донские казаки.
(2 слайд)
Так как мы живём с вами на Дону, мы должны знать историю своего края,
как жили казаки, какие жилища у них были.
Как назывался дом казака?
Дети: Курень.
(3 слайд)
В. Кроме куреня, у казака было большое подворье.
Возле куреня во дворе была летняя кухня (4 слайд)
Называлась она – «летницей». Это навес, под навесом стояла небольшая печь. Такую печь называли горнушка. В летней кухне летом готовили. Там же стоял стол, лавки. Вся семья летом, в летней кухне завтракала, обедала, ужинала. На казачьем подворье находился баз.
(5 слайд)
Это задний двор, там находились сараи для домашних животных. Всё подворье огораживалось забором. Называли такие заборы – плетень. Казаки плели заборы из заготавливаемой весной лозы. Плетень защищал дома и огороды от животных.
(6 слайд)
Давайте и мы с вами построим казачье подворье так, как мы его представляем. Строить мы его будем из конструктора ТИКО.
Какие постройки мы будем строить? Назовите.
Дети: курень; летнюю кухню; сараи для животных, плетень.
Для того, чтобы построить постройку, нам нужна схема.
Рассматривание схем, прикреплённых к доске.
Показать схему для построения куреня. Какие фигуры вы будете использовать, когда будете строить курень.
Дети: маленькие квадраты.
В. А какие ещё детали можно брать для построения стен куреня?
Дети: прямоугольники, большие квадраты.
В. Из каких ещё деталей, можно сделать маленький квадрат?
Дети: из равносторонних треугольников.
В. У куреня сколько стен? Какой формы стены?
Дети: У куреня четыре стены. Стены квадратной формы.
Показ схемы для построения летней кухни. Какие фигуры мы используем?
Дети: большой квадрат; большой прямоугольник.
В. Какими деталями можно заменить квадрат, прямоугольник?
Дети: равнобедренными треугольниками.
В. Вы выкладываете фигуры так, как показаны они на схеме. А потом, как показано на фотографии выставляете их.
Посмотрите, эта схема для построения сарая. Какие фигуры здесь изображены?
Дети: маленький квадрат; маленький квадрат с кружочком; большие прямоугольники.
В. Какими фигурами можно заменять квадрат, прямоугольники?
Дети: Заменять квадраты и прямоугольники, можно равносторонними треугольниками.
В. У сараев, какое по величине окно и где расположено оно?
Дети: У сараев окно маленькое и расположено вверху, под крышей.
В. Сначала делаете одну стену, затем другую, как показано на рисунке. И скрепляете их.
Затем прикрепляете крышу.
Прежде чем приступать к строительству, сделаем разминку.
Для здоровья, настроенья, делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись.
То присели, то коснулись. И опять же улыбнулись.
В. Дети, подойдите к столу и возьмите карточки с нарисованными постройками, кому какое изображение достанется, тот такой вид постройки и будет строить.
Дети берут карточки, на которых изображены: печь, курень, плетень, сарай, летняя кухня. Подходят к столам, где находится схема соответствующая его постройке, и приступают к работе.
Во время строительства хозяйственных построек, воспитатель рассказывает, как строили курень.
«Мой дом – моя крепость» - говорили казаки. Материал для строительства использовали тот, который был в этой местности, в которой жили казаки. Куреня строили из двух этажей. Первый этаж строили из камня. Второй этаж – из дерева. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне». Но деревянные стены встречались редко, так как деревьев в степной зоне мало, они росли по берегам реки Дон. В основном, кругом расстилалась степь. Поэтому дерево распиливали на толстые пластины, щели забивали глиной, обмазывали глиной снаружи и белили. Крышу крыли камышом, соломой. Солому, камыш, перед тем, как уложить на крышу, макали в глиняный раствор. Такая крыша держалась крепко. Ей были не страшны дожди и ветры. Соломенная или камышовая крыша, сохраняли тепло в доме зимой, а летом прохладу. Дома старались строить поближе к реке. Рядом с куренем строили подворье и хлев. Подворье устраивали так, чтобы хлев не располагался близко к воде, чтобы не застудить зимой домашних животных. К казачьему подворью относились не только хозяйственные постройки, но и огромный сад и огород. Казаки имели фруктовые деревья, виноградники, на огородах сажали овощи. Недалеко от куреня ставили летние кухни, называемые «летницы». На Дону, летняя жара, не позволяла топить печь в доме, поэтому печи ставили на улице. Уже начиная с весны, казачки в летних кухнях готовили хлеб, пироги, каши и вся семья завтракала, обедала, ужинала в летней кухне, до самых осенних холодов. Но печи на улице ставили не только ради прохлады. Летом возрастала пожароопасность. Погода была сухая, жаркая, а при построении дома использовалось дерево, на крыше солома. Если летом топить печь в доме, то мог возникнуть пожар. Поэтому летом готовили пищу на улице» Во время рассказывания подходить, помогать, если у ребёнка возникло затруднение. Один из детей на большом столе строит плетень на всю окружность стола.
В. Дети, кто закончил делать свою постройку, подходите и ставьте её на большой стол. Не забывайте правильно располагать постройки. Двор делится на две части. Передний (чистый двор) и задний (баз). Где нужно поставить курень? В какой части двора?
Дети: Курень ставить нужно в передней части двора.
В. Как называлась у казаков передняя часть двора?
Дети: Передняя часть двора, называлась чистый двор.
В. Курень ставим крыльцом на улицу.
В. Где вы расположите летнюю кухню? В какой части двора?
Дети: Летнюю кухню мы поставим в передней части двора, недалеко от дома.
В. Как называют летнюю кухню?
Дети: Летнюю кухню называют «летница».
В. Почему казаки, готовили еду летом в летней кухне?
Дети: Летом жарко, если готовить в доме летом, может загореться крыша. Крыша сделана из соломы.
В. А где поставите летнюю печь?
Дети: Печь мы поставим в летней кухне.
В. Как называли летнюю кухню?
Дети: Летнюю кухню называли «летница».
В. А как казаки называли летнюю печь?
Дети: Летнюю печь называли горнушка.
В. Позади куреня находится скотный двор (баз). На базу располагаются сараи для животных.
Повторите, как называется скотный двор?
Дети: Скотный двор, называется – баз.
В. Ставьте свои строения. Для каких животных вы построили сараи?
Дети называют, кто, какой и для кого построил сарай.
Дети: Я построил коровник для коров.
Я построил свинарник для свиней.
Птичник для птиц. Я построил для лошади конюшню.
В. Вот мы и построили казачий двор. Двор у казака всегда содержался в чистоте и порядке.
Была такая пословица: «Каждый казачок – государь своего двора». Даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения.
В. Дети скажите, какие трудности вы использовали, когда строили свои постройки?
Если дети испытывали затруднения, называют их.
В. Возьмите фигурки домашних животных и расставьте их в построенных вами сараях.
Наше подворье мы оставим, позже мы с ним можем поиграть.
Рефлексия
Работая над составлением непосредственно – образовательной деятельности «Казачье подворье», я собрала необходимый материал об устройстве казачьей усадьбы, составила план подворья. Непосредственно – образовательная деятельность «Казачье подворье», выполнило задачу, которая формирует реальные представления у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков. Дети в процессе занятия учились анализировать, делать выводы. Дети достигли цели, которая была поставлена перед ними: «Создать из Тико – конструктора подворье казака». Овладели навыками по изготовлению построек. В ходе работы, дети, благодаря усидчивости, ответственности, выполнили, каждый своё задание и получили общий результат. Данная работа имеет практическую значимость. Макет казачьего подворья, позволит использовать себя, как демонстрационное пособие, его можно обыграть в сюжетно – ролевой игре. В результате работы с конструктором Тико, дети научились строить постройки по высоте: курень высокий, хозяйственные постройки ниже. Дети учились решать конструктивные задачи, учились представлять предметы в разных пространственных положениях. Сооружая постройки, дети с помощью конструктора, учили названия и облик плоскостных фигур. Для ребёнка важно, что он результат своей деятельности сможет увидеть, проанализировать. Это положительно влияет на мотивацию к деятельности.