Марина Храмова
НОД «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем прекрасным наш мир!» по теме «Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по толерантности
Тема: «Если каждый друг к другу будет терпим,
то вместе мы сделаем прекрасным наш мир!»
(подготовительная к школе группа)
Составила:
Храмова Марина Анатольевна,
старший воспитатель
МОУ Детского сада № 250
Волгоград, 2019
Конспект НОД
Тема: «Если каждый друг к другу будет терпим,
Публикация «НОД „Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем прекрасным наш мир!“ по теме „Толерантность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
то вместе мы сделаем прекрасным наш мир!»
(подготовительная к школе группа)
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
к людям в дом приходить,
дружбу, любовь
в своем сердце хранить!
Актуальность развития у детей старшего дошкольного возраста
толерантного отношения к людям разных национальностей
20 ноября ежегодно жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Толерантность – это проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим действиям. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста, взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей, дать понятие о том, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.
2. Активизировать словарь по данной теме.
3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.
Развивающие:
1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.
2. Развивать культуру речи, мыслительную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
2. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста. Обеспечение единого психолого-педагогического пространства формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трё х субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы и отгадывание загадок на заданную тему. Совместная творческая деятельность по оформлению плакатов ко дню толерантности.
Виды детской деятельности:
1. Коммуникативная.
2. Познание.
3. Физическая культура.
4. Художественное творчество.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель читает стихотворение:
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в группу я не пущу.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об очень важных вещах в жизни каждого человека, которые делают его счастливым, уверенным в себе и в будущем. Это уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, доброта, щедрость, терпимость, внимание к окружающим и умение помочь другому.
-Все эти качества воспитываются с раннего детства, в семье. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки прикладывают много усилий, что бы вы выросли хорошими, достойными людьми.
Беседа с детьми:
-Ребята, подумайте и скажите, какими хотят видеть вас родители?
-Как вас ласково называют дома?
-Вы очень любите своих родителей, а какие добрые дела вы для них делаете дома?
(садятся на стулья)
-Мы с вами каждый день приходим в детский сад, в нашу группу. Ее можно назвать нашим вторым домом, нашей большой семьей, коллективом.
-Что такое коллектив?
-В любом коллективе необходимо придерживаться определенных правил поведения, только тогда будет хорошо всем. Вести себя среди людей надо определенным образом.
-Подумайте и скажите, как нужно вести себя в группе?
-Никого не обижать; помогать тому, кто в этом нуждается; не брать чужого без спроса; быть вежливым, добрым. Делиться с друзьями; у каждой вещи свое место; все, что можешь, делать самому; слушаться взрослых.
-Молодцы! Если все мы будем выполнять эти правила, то всем нам будет хорошо и уютно в группе, и все мы будем с удовольствием сюда приходить.
А теперь, ребята, посмотрите пожалуйста на магнитную доску. Этот плакат вы рисовали вместе с родителями. А знаете ли вы, к какому празднику вы его рисовали?
(ответы детей)
Правильно! Ко дню толерантности. А что такое толерантность?
(слайд 1)
Все мы с вами живем в великой стране! Как она называется?
(ответы детей)
Правильно! Россия! Посмотрите, пожалуйста, на экран! Флаг России - триколор. А это наш герб! На нем изображен Георгий Победоносец.
(слайд 2-3)
Когда живется дружно, что может лучше быть? И ссориться не нужно и можно всех любить!
Живется дружно тогда, когда ребята умеют дружить. Скажите, а в вашей группе есть ребята, которые умеют дружить?
(ответы детей)
Правильно и, конечно, мы все умеем дружить. Запомните ребята: Не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший, достойный уважения.
А давайте с вами повторим, что же включает в себя понятие толерантность?
(ответы детей, слайд 4)
На огромной на планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, смелые и умные
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки
Кто-то ростом не велик, кто-то слабый ученик
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх не умел
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить,
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
(слайд 5)
Ребята! Посмотрите друг на друга! Какие мы все разные! А чем мы отличаемся друг от друга?
(ответы детей, слайд 6)
Физкультминутка
Мы по кругу пойдем, за руки возьмемся,
Хоровод мы заведем, другу улыбнемся.
В другую сторону пойдем, за руки возьмемся,
Мы в ладоши хлопнем, другу улыбнемся.
Все поближе подойдем, за плечи возьмемся,
Дружба крепкая у нас, всем мы улыбнемся.
Вы уже знаете, ребята, что дружить могут не только люди, но и звери и птицы. Вот послушайте, я расскажу вам одну очень поучительную сказку. «Как птицы подружились».
Прежде птицы и понятия не имели о дружбе, потому, что все отчаянно между собой соперничали. Увидит одна птица другую и тотчас ей скажет : «Я лучше тебя!» А та обидится и ответит: «Нет, это я лучше». И тут спор начинается, а иногда даже до драки дело доходило. С чего началась дружба вороны с галкой. Однажды галка встретила ворону, ссориться ей не хотелось, и она сказала: «А знаешь, ты ведь лучше меня». Эти слова не только удивили ворону, но и очень ей польстили, и она ответила: «Ах, нет, нет! Это ты лучше меня!» Тут обе птицы присели и завели дружеский разговор. И эта дружба не распалась, а с каждым днем становилась все крепче. А как вы, ребята, думаете почему?
(ответы детей, слайд 7)
А сейчас мы с вами рассмотрим картинки.
«Я и другие»
-Что делает мальчик?
-Правильно ли он поступает?
-Как должен был вести себя мальчик?
-Давайте и мы с вами будем более внимательны к тем, кто нуждается в нашей помощи.
«Нужно ли быть вежливым?»
-Почему расстроились бабушки?
-Какими словами можно описать поведение мальчика?
-Как вы думаете, мальчик исправится?
-Кто может помочь ему измениться?
-Измениться человеку, стать лучше, добрее помогают не только слова, но и добрые дела.
«Как стать хорошей?»
Какие чудеса произошли с Бабой Ягой?
-Почему она так изменилась?
-Какие добрые поступки могла совершить Баба Яга?
- Ребята, не только в сказках, но и в жизни взрослые и дети, совершая добрые дела, оказывая помощь другим, становятся лучше, добрее, даже красивее.
«Хорошо ли злиться?»
-Отчего разозлился мальчик?
- Что он хочет сделать?
- Хорошо ли он поступает?
-Если бы мальчик посмотрел на себя в зеркало, он бы себе понравился?
- Как бы вы объяснили мальчику, что он поступает плохо?
- Нельзя злиться, обижать маленьких, слабых и беззащитных. Злые люди становятся некрасивыми, с ними никто не дружит, их не любят.
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо!
И закончить я хотела следующими строчками
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый, не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.
Эти качества достойны толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе
мы сделаем толерантным наш мир.