Наталья Правдина
«Скатерть для чаепития». Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка».
Ступинского муниципального района.
Районный конкурс на лучший конспект занятия по ознакомления дошкольников
с русской народной культурой.
НОД по рисованию
«Скатерть для чаепития»
в средней группе
Воспитатель Правдина Н. А.
2014 год
Публикация «„Скатерть для чаепития“, Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в средней группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная область «Художественное творчество»
Интеграция с другими образовательными областями;
«Здоровье»
Пальчиковая гимнастика «Гости»
«Художественное творчество»
«Коммуникация»
Разгадывание загадки;
«Познание»
-- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
«Музыка»
Исполнение русской народной песни «Во поле березка стояла», танец.
Программные задачи:
- - -Образовательные:
- Обогатить и активизировать речь детей словами самовар, сарафан, передник, оберег, символы - обереги;
- Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре.
- Повторить и закрепить знания детей о декоративно-прикладном творчестве.
- Учить детей составлять на бумаги простой узор из элементов народного орнамента.
- - - Развивающие:
- Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.
-- содействие развитию у детей: внимания, познавательной активности, образного и логического мышления;
--развивать речь у детей;
--развивать мелкую моторику.
--развивать творческое воображение детей.
- Развивать цветовое восприятие
- - - Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям
-- воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предшествующая работа: Чтение русских народных сказок. Беседы на тему «Российские мастера» и «Знаки и символы русского народного творчества». Рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т. п., и предметов декоративно-прикладного искусства (матрешки, свистульки, ложки и т. д.). Чтение художественного слова о промыслах России. Прослушивание русской народной музыки, разучивание русских народных песен. Разъяснения и заучивание пословиц.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением русской народной одеждой. Книги прочитанных русских народных сказок. Игрушки - гости «Волк», «Лиса», «Медведь». Магнитофон с аудиозаписью. Стол и стулья для чаепития. Самовар, баранки. Листы бумаги. Кисточки. Салфетки. Клеенки. Баночка с водой. Гуашь
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. –с. 38
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная деятельность «Художественное творчество»)» : учебное – методическое пособие. - Москва. ИД «Цветной мир», 2012 год.
3. Тания МакАрдл. «Как научиться рисовать узоры? Как рисовать узоры шаг за шагом» Взято с kalyamalya.ru.
4. Выбрана рубрика «СЛАВЯНСКАЯ ОБЕРЕГОВАЯ ВЫШИВКА».
Ход занятия.
Вступительная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пожаловало к нам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.
Гости - игрушки: медведь, лиса, волк. Озвучивает воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, из каких русских народных сказок пришли к нам гости?
Дети: «Маша и Медведь», «Лиса и журавль», «Лиса и Волк» (дети перечисляют недавно прочитанные русские народные сказки).
Воспитатель: Ребята, а когда к нам приходят гости, чем мы с ними занимаемся?
Дети: Играем с ними. Пьем чай.
Воспитатель: Верно. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На столе красовался самый главный …. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, кто же красовался на столе.
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Дети: Самовар.
Воспитатель: На столе всегда стоял горячий самовар. А угощением к чаю были по русской традиции сушки, бублики, баранки, сухари. Давайте пригласим наших гостей пройти к столу и угостим их чаем. (Дети идут к столу, рассаживают на стульях за столом гостей.)
Воспитатель вносит в группу самовар : Ребята, по русским обычаям мы должны застелить на стол красивую скатерть. Но у нас ее нет. Я предлагаю вам скатерть сделать самим.
Основная часть.
Воспитатель: А чтобы наши гости не скучали, давайте споем с ними русскую народную песню «Во поле березка стояла» и попляшем. (Дети исполняют песню и пляшут.)
– Развеселили мы вас, гости дорогие? Но пришло время дела делать. Как говорит народная пословица: Делу время, потехе час.
Проходите на свои места.
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат белые листы бумаги. С помощью кисточки и красок вы превратите их в красивые скатерти.
- Вспомните, как украшались сарафаны, передники, рубашки, полотенце мастерицы русского народа?
Дети: Узорами, яркими полосками ткани, вышивкой.
Воспитатель: - Какие знаки вышивали мастерицы?
Дети: Кресты, цветы, круги.
Воспитатель: Эти знаки-символы вышивали не случайно. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые полосы (Демонстрация образцов узорных полос). Что означают эти волнистые линии?
Дети: Символ воды.
Воспитатель: Что означают красные круги на вышивке?
Дети: Символы солнца.
Воспитатель: Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:
Красный цвет - благополучие,
Желтый цвет - тепло и ласка,
Синий цвет - радость,
Чёрный цвет - богатство.
Воспитатель: - Ребята, вспомните, зачем вышивали символы?
Дети: Чтобы эти символы всегда оберегали человека.
Воспитатель: Верно. Поэтому их называли оберегами. Расписывая свою скатерть, каждый из вас будет вышивать не нитками, а краской и кисточкой. Выберите свой узор-оберег, какой вам больше нравятся.
Воспитатель: Но перед работой нам нужно повторить методы рисования узоров. Давайте вспомним метод «примакивания», которым мы изображаем цветы
(Воспитатель показывает у доски).
-Что мы будем рисовать кончиком кисти?
Дети: Волнистые линии, крестики, точки.
(Воспитатель показывает у доски)
Точки
волны
крестики
Воспитатель: Как будем рисовать круг?
Дети: Концом кисти, не отрывая руки.
(Воспитатель показывает у доски)
Круги
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент. Просто помните, что узор – всего лишь повторение форм. А чтобы руки были послушными, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Гости»;
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)
Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь на свои места. Возьмите в руки кисточки и приступайте к работе - мастера!
(В процессе выполнения задания детьми, воспитатель следит за осанкой детей, за техникой работы, за последовательностью в изображении узора, за расположением узора на скатерти.)
Заключительная часть
Готовые работы раскладывают на столе.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые скатерти у вас получились!
Воспитатель: Ребята, вы настоящие мастера! Все работы достойны похвалы! Скатерти красивые и яркие. Нашим гостям понравятся все скатерти! Спасибо вам за работу!
Занятие переходит в сюжетно ролевую игру «Чаепитие с гостями» с использованием нарисованных скатерок.