Ксения Киселева
НОД по рисованию «Городецкие мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по рисованию «Городецкие мастера»
Воспитатель: Киселева К. С.
Цель. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.
Задачи образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие:
1. Продолжать закреплять навыки рисования элементов городецкой росписи при украшении заданной формы, умение красиво располагать узор.
Публикация «НОД по рисованию „Городецкие мастера“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
2. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
3. Продолжать формировать у детей умение самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, передавать свое отношение к рисунку.
4. Продолжать развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение.
5. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, формировать нравственно-эстетическое отношение к предметам декоративного народно-прикладного искусства.
Познавательное развитие:
1. Активизировать познавательную деятельность.
2. Развивать логическое мышление.
Речевое развитие:
1. Приобщать детей к изобразительному искусству по средствам чтения, прослушивание стихотворений о городецкой росписи.
2. Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать речь детей (городецкая роспись, Городец, шкатулка, панно, конь-качалка, матрешка, солонка, кухонная доска, бутон, розан, ромашка, купавка, оживки)
4. Продолжать формировать у детей умение работать в паре.
Физическое развитие:
Развивать речевую и двигательную активность в процессе проведения физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Приоритетные образовательные области: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов с элементами городецкой росписи, этапами ее выполнения.
Рассматривание иллюстраций предметов городецкой росписи : конь-качалка, солонка, панно, матрешка, кухонная доска, шкатулка и др.
Беседа с детьми об истории Городецкой росписи.
Отрабатывание приемов нанесения городецкой росписи на полоску, тарелочку, поднос.
Дидактическая игра «Составь узор»
Дидактическая игра –«Собери картинку»
Оборудование:
Музыкальный центр, образец-заготовка городецких игрушек, образцы поэтапного выполнения городецкой росписи, дидактическая игра «Собери картинку», шаблоны городецких игрушек, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, клеенки, салфетки, палитра, палочки и стаканчики для рефлексии.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята доброе утро! Сегодня такой чудесный день, посмотрите как у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся! (Дети здороваются).
А какая чудесная погода! За окном-зима!
Ребята, скажите, что нужно знать, чтобы определять время года? (Ответы детей-признаки времен года).
В-ль:
Верно. Вот давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру, и вспомним признаки всех времен года.
(Дидактическая игра «Приметы времен года»)
В-ль: Ребята, какие вы все молодцы! А сейчас я попрошу остаться здесь тех, у кого попались приметы зимы, остальные отправляются вместе с Натальей Яковлевной в группу «Березка» в гости (часть детей уходит)
Начинает играть музыка- выходит зайчик
Зайчик: Я пушистый, маленький, беленький зайчишка.
Зайчик - попрыгайчик – пишут часто в книжках.
Короткий хвостик, чтобы быстро убегать,
И ушки длинные - кто рядом, чтобы знать.
И ножки сильные, чтоб прыгать побыстрее.
И лапки в барабан стучать, чтоб было веселее.
Эй, девчонки и мальчишки,
Будьте другом вы зайчишке!
-Здравствуйте друзья! (Дети здороваются с зайчиком)
В-ль: здравствуй зайчишка, ты пришел с нами поиграть или у тебя что- то случилось?
Заяц: ребята, я прискакал к вам за помощью.
В-ль: что же случилось? Расскажи нам с ребятами, а мы постараемся тебе помочь.
Заяц: Друзья, совсем скоро к нам придет Новый год! Все жители леса, очень любят этот праздник и долго к нему готовятся, как и вы ребята. Только вот наша елочка, стоит совсем грустная…мы не знаем как ее украсить. Помогите нам, пожалуйста!
В-ль: Ребята, поможем нашим друзьям нарядить елочку к новому году? (ответы детей (зайчик садится на стульчик)
В-ль: Конечно мы не оставим друзей в беде! Ребята, а чем украшают новогоднюю елочку? (ответы детей)
В-ль: Правильно, игрушками! А вы знаете, что раньше елку украшали яблоками, лентами и сладостями. А так же было принято делать новогодние украшения своими руками, например, из дерева или глины. Дети сами расписывали заготовки игрушек различными красочными узорами. (Картинки старинных новогодних игрушек)
В-ль: ребята, посмотрите, вот на этого коня. Не встречался ли нам он раньше? (ответы)
В-ль: конечно! Это конь-качалка, как в городецкой росписи. Вот послушайте загадку: В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец). (ответы детей)
В-ль: ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам было легче, я загадаю вам загадки:
1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
3. Словно чудо тут и там распускается … (розан).
4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
В-ль: Назовите основные цвета городецкой росписи? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя, черная и белая - для оживки).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются городецкие узоры. Цветочные гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и по середине, но везде в центре гирлянды находится большой цветок-розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера-ромашки и купавы. (Воспитатель показывает образцы гирлянд)
В-ль: молодцы, ребята! А давайте с вами посмотрим, какие еще есть интересны городецкие игрушки. (каждому ребенку раздается конверт с частями картинки - всего 2 красных, 2 голубых, 2 зеленых, 2 оранжевых и один желтый конверт.)
В-ль: ребята, встаньте в пару с тем, у кого конверт такого же цвета.
Дидактическая игра «Собери картинку»
По окончанию воспитатель спрашивает, какая игрушка получилась у детей.
В-ль: Друзья, а как же мы можем помочь зайцу (ответы детей) Правильно, мы можем сами сделать игрушки и подарить их. Но игрушки не простые. Мы их украсим городецкой росписью, согласны (Ответы детей)
В-ль: Для этого нам нужно превратиться в городецких мастеров! Сейчас я произнесу волшебные слова и мы попадем в мастерскую.
Этой палочкой волшебной
Я взмахну всего три раза,
Превратятся непременно
В мастеров все дети сразу.
Раз, два, три,
В мастерскую попади!
В-ль: Ребята, вот мы и превратились в городецких мастеров и попали в мастерскую, где расписывают игрушки. Посмотрите, здесь есть заготовки нескольких елочных игрушек, вы можете сами выбрать ту, которая вам больше всего нравится. Но прежде чем начать работу, нам нужно накрыть свое рабочее место. Скажите, что нам понадобится? ( ответы: клеенки, краски, кисть, баночка с водой, тряпочка и палитра)
В-ль: правильно! Все необходимое вы найдете на этом столе, а чтобы вы ни чего не забыли, здесь висит подсказка для вас. (Дети накрывают свои рабочие места и садятся за столы)
В-ль: перед началом работы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)
Воспитатель выставляет на доске поэтапное выполнение раскрашивания.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? ( Ответы: у крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной.). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем зайчику и раскрасим новогодние игрушки для праздничной елки.
Самостоятельная работа детей под спокойную музыку
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Не забывать использовать оживки. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.
(Пока сохнут работы, проводится рефлексия)
Рефлексия настроения «Светофор»
Дети выбирают по одной палочке с кружочком (зеленым, желтым или красным) на конце и вставляют в один из стаканчиков соответствующих по цвету.
Зеленый – все получилось, я постарался, мне было интересно!
Желтый - я старался, но немного не вышло.
Красный – у меня ни чего не получилось, мне было скучно…
Вопросы после рефлексии:
-Почему не понравилось?
-Что не получилось?
Друзья, ваши работы готовы и мы можем вернуться в садик, где нас уже заждались гости и зайчик. Для этого я снова взмахну своей палочкой и скажу волшебные слова:
Снова палочкой волшебной
Я взмахну всего три раза,
В детский садик непременно
Дети все вернутся сразу!
Считаем: Раз, Два, Три!
Готовые работы дети показывают гостям и зайчику.
В-ль: ребята дайте украсим нашу елочку этими красивыми игрушками (дети украшают елочку)
Елку - раскрасавицу
Наряжали дружно мы,
В праздник исполняются
Все заветные мечты!
Теперь я взмахну волшебной палочкой, и в лесу появится такая же красивая и нарядная елка, и все звери и птицы вместе встретят Новый год (играет волшебная музыка)
Зайчик: спасибо вам, друзья за помощь! А мне уже нужно возвращать в лес, готовится к празднику. (зайчик уходит)