Любовь Колыхалова
НОД по рисованию «Дымковские игрушки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.
Предварительная работа:
Публикация «НОД по рисованию „Дымковские игрушки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
-рисование элементов дымковского узора;
-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;
-разучивание стихотворений о дымке.
Материал, инструменты, оборудование:
Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде);
-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь);
-народная мелодия;
-образцы элементов дымковской росписи.
-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик)-на выбор ребёнка;
-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.
Методические приё мы:
-показ и объяснение воспитателя;
-игровая мотивация;
-музыкальное сопровождение;
-напоминание о технике рисования;
-наблюдение за работой детей;
-индивидуальные объяснения;
-анализ работы воспитателем и детьми.
Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.
Ход занятия:
-Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).
-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали!
-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Вот эти игрушки! (показать)
Игрушки не простые, а дымковские, расписные!
-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!
-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).
-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.
-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)
-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)
-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)
-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).
-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)
-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)
-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)
-Барыни важные!
-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.
-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)
-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!
-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)
-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.
-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.
Динамическая пауза «Мы в музее побывали»
Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)
Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,
дотронуться до головы)
Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)
Для начала мы с тобой крутим только головой,
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-
Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!
-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!
Вправо, влево повернись,
В мастеров все превратись!
-Приглашаю в художественную мастерскую!
-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.
-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)
-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.
Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.
Пальчиковая игра
Вот помощники мои
Их, как хочешь поверни!
Так и эдак, эдак-так,
Не обидятся никак!
Можешь пальцы сосчитать:
1,2,3,4,5
1,2,3,4,5
10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!
(Продолжаем работать)
Выставить рисунки детей.
Анализ работ.
-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?
На них смотреть нам всем интересно!
Игрушки украшены просто чудесно!