Наталья Полякова
НОД по развитию речи «Экскурсия на выставку картин» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Экскурсия на выставку картин»
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и систематизации представления об осени и типичных осенних изменений в природе. Расширение, уточнение, актуализации словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка, рассматривания картин, формирования целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи.
Публикация «НОД по развитию речи „Экскурсия на выставку картин“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные цели:
Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование: электронная репродукция картин И. Левитан «Сумерки. Луна», В. Поленов «Золотая осень», телевизор, аудиозапись П. Чайковского из альбома «Времена года», мяч.
1. Организационный момент
(Упражнение на развитие координации речи и движения «Осень»)
Входит осень в лес дремучий (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Машет желтой кистью (движение руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья (наклоны вперед, движение согнутыми руками к груди)
И они, забывши ветки
Кружат на поляне (поворачиваются кругом, поднимают руки вверх)
Осень встала на опушке (разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане.
2. Основная часть
Воспитатель: О каком времени года мы с вами рассказали?
Дети: об осени
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно об осени?
Дети: золотые листья, жёлтый сарафан, ветерок сгребает листья
Воспитатель: все верно. Молодцы.
(Художественное слово)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Воспитатель:Так писал об осени русский поэт АполлонМайков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов.
Поэты пишут стихи об осени, а художники берут в руки кисти, краски, вдохновляясь красотой природы.
Давайте вспомним, как мы с вам любовались красотой осенней природы, бродя по парку (лугу, лесу). Мы вдыхали особенные запахи осени.
Ребята, чем пахнет осень?
Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью, прохладой, запахом грибов.
Воспитатель: Хорошо. Молодцы.
А сейчас мы с вами рассмотрим картины об осени, как об этом рассказали художники.
Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Илья Левитан. Какое время года изобразил на ней художник?
Дети. На картине художник изобразил золотую осень.
В: Верно. Художник изобразил самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?
Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.
В: Что растет по берегам озера?
Воспитатель указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.
1-й ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.
2-й ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких желто-оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.
3-й ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое-где видны яркие оранжевые пятна.
В: Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
Дети: Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал вечер.
В: Обратите Внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?
Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.
В: А вода в озере кажется теплой или холодной?
Дети. Вода в озере кажется теплой.
В: А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.
Воспитатель включает запись звуков ночного леса. Запись звучит1—2 минуты. Чайковский «Времена года. Октябрь»
В:Давайте закроем глаза и слушая музыку, представим, что находимся рядом с этим озером. Какие впечатления у вас возникли?
Как звучит музыка, какую осень изобразил Чайковский в музыке?
Дети: Немного грустная, печальная, спокойная, красивая.
Физминутка «Листочки»
Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны)
Мы летели, мы летели (Бег)
И на землю тихо сели. (Присесть).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся на ковер)
В:Перейдем к следующей картине представленной на нашей выставке. Вторая картина называется «Золотая осень». Эта работа русского художника Василия Поленова.
В: Почему картина называется «Золотая осень»?
Д:Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени
В: Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?
Д:Радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т. д.
В:Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник?
Д:День тёплый, солнечный, погожий
В: Что мы видим на переднем плане картины?
Д: На переднем плане мы можем увидеть берёзовую рощицу, которая раскинулась по берегам реки. Вдоль рощицы идёт протоптанная дорожка.
В: Тропинка имеет особое значение — указывает на природу, обжитую людьми, что добавляет ей некой душевности.
В: Какие деревья вы видите на картине?
Д: Мы видим берёзы, дубы
В: Какого цвета наряд у берёз, у дуба?
Д: Березы все золотые, тёмно-зелёные дубы.
В: Что мы видим на заднем плане картины?
Д: На заднем плане, за берёзами, течёт река. Она делает крутой изгиб. В голубой речке, словно в зеркале, отражаются плывущие по небу облака и деревья, что стоят вдоль берега.
В: Что можно сказать о небе?
Д: Небо на картине голубое, покрыто облаками. По всему видно, что погода ещё достаточно тёплая, солнце согревает землю.
В: Что мы видим на левом и правом плане картины?
Д: Левая часть заднего плана достаточно пологая и пустынная, здесь раскинулась равнина. А вот правая часть берега Оки представляет собой холм или невысокую гору. На склонах холма растёт лес, который ещё больше похож на равноцветные лоскутки, так как издалека отдельные деревья почти неразличимы. На самой вершине холма стоит одинокая церквушка, которая будто бы венчает весь этот прекрасный пейзаж, говорит о том, что вся природа является одухотворённой, пронизана божественной красотой.
3. Игра «Осенние листья».(Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных)
Воспитатель: приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Он берет в руки мяч.
- Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе — березовые. А на клене?
Воспитатель бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы. В ходе игры образуются пары слов:
на клене — кленовые,
на осине — осиновые,
на рябине — рябиновые,
на дубе — дубовые. (И т. п.)
4. Сравнение репродукций картин И. Левитана иВ. Поленова.
(Совершенствование систематической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением)
В: А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро.
1-й ребенок.. а на второй картине нарисовано река.
В: На первой картине изображен поздний вечер.
2-й р е б е н о к.. а на второй картине — день.
В:. На первой картине изображено чистое небо.
3-й ребенок.. а на второй картине — небо, покрытое облаками.
В: А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.
4-й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй — березы и дубы
В:На обеих картинах изображена прекрасная золотая осень.
Итог:
В:Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
Какие картины мы с вами сегодня рассматривали?