Ольга Грунтова
НОД по познавательному развитию в старшей группе ДОУ «Мы поедем, мы помчимся…»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: раскрыть эстетическое, познавательное значение тундры в жизни жителей Севера, закрепить представление о растениях и животных тундровой зоны.
Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное».
Задачи:
1. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Расширять словарный запас по теме.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе ДОУ „Мы поедем, мы помчимся…“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедии по данной теме, чтение рассказов Н. Н. Сладкова из серии «По тундре», проведение дидактических игр «Пищевые цепочки», «Хлопки в ладоши», «Четвёртый лишний», составление коротких рассказов о животных с опорой на схему, «Назови слово со звуком…», аппликация «Полярный заяц», рисование «Полярная сова», коллективная лепка «Оленья упряжка», аппликация «Орнамент для чума».
Ход НОД
(Дети входят в группу и становятся в круг).
Воспитатель: Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево.
В центр круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Все друг другу улыбнёмся.
Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. А куда мы отправимся, узнаете, если загадку отгадаете:
Мне бы северных оленей
Да в полярную страну,
Чтоб услышать на мгновенье
Ветра тонкую струну.
Эге-гей, упряжка мчится.
Серебристый лёгкий след.
Стук оленьего копытца
Растревожил белый свет.
Догадались, куда мы с вами отправимся? (В тундру). Совершенно верно. Давайте мы с вами на карте России найдём, где расположена эта природная зона? (Показ детей). А вот на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете из следующего задания.
Проводится д/и «Соедини цифры по порядку»
Воспитатель: На ваших столах лежат листки бумаги. Вам необходимо соединить точки с цифрами по порядку. (Дети выполняют задание, в результате чего должен получиться графический рисунок вертолёта).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Занимайте места в «вертолёте». А чтобы нам было в пути не скучно, я предлагаю поиграть.
Проводится д/и «Назови слово со звуком [т]»
Воспитатель: Ребята, давайте вместе произнесём слово «тундра». Какой первый звук в этом слове? (Ответы детей). Какие ещё слова со звуком [т] в начале слова вы знаете? (Ответы детей).
(На экране телевизора в это время появляется слайд – природа тундры).
Воспитатель: Далеко, сколько не напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Неужели в тундре ничего не произрастает? (Ответы детей: когда наступает короткое лето, то в тундре появляется растительность, но она низкая, корни у растений тундры неглубокие).
Д/И на внимание
Воспитатель: Сейчас я буду называть растения. Если оно растёт в тундре – поднимаете руки, а если нет – не поднимаете.
Карликовая берёза, морошка, подсолнух, мох, клён, полярная ива, лишайники, роза, брусника, клюква, дуб.
Воспитатель: Действительно, ребята, в тундре нигде не видно высоких деревьев – только маленькие, карликовые ивы да берёзки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметёт пурга, закружит поземкой – только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях? Так нет же – для кого-то даже негостеприимная, на первый взгляд, тундра – родной и любимый дом. Каких животных тундры вы знаете?
Дети: северный олень, песец, лемминг, полярный волк, овцебык, полярный заяц.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть.
Проводится п/и «Полярная сова и лемминги»
«Сова» находится в углу группы, остальные играющие – лемминги. Под тихие ритмичные удары бубна дети-«лемминги» бегают врассыпную, на громкий удар бубна – останавливаются и не шевелятся. «Сова» облетает «леммингов», того, кто пошевелится, уводит с собой.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Закройте глаза и представьте себе, что мы идём по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глазки! Что же вы скажите оленю? (На доске воспитатель выставляет картинку северного оленя).
Проводится описательный рассказ животного с опорой на схему:
1. Внешний вид, части тела
2. Где обитает
3. Чем питается
4. Как зовут детёныша
5. Какую пользу приносит человеку
6. В каких сказках (мультфильмах) можно встретить это животное
Воспитатель: Сколько интересного вы узнали о северном олене!
Проводится пальчиковая гимнастика «Олень»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Заяц по полю бежит,
В дом к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
-Ну, скорее забегай,
Лапу подавай.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что животные бывают травоядные и хищники. Я предлагаю вам составить «пищевые цепочки».
Проводится д/и «Пищевые цепочки»
На каждом столе лежит конверт, внутри которого 3 картинки. Ребята должны собрать «пищевую цепочку». А затем дети по очереди объясняют порядок своей цепи питания.
Воспитатель: Хорошо справились с заданием. А наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в вертолёте. И мы опять с вами не будем скучать.
Игры на сообразительность
(Если правильное высказывание, то хлопни в ладоши).
Утром солнышко встаёт;
По утрам нужно делать зарядку;
Нельзя умываться по утрам;
Днём светит луна;
Утром дети идут в детский сад;
Ночью люди обедают;
В неделе семь дней;
За понедельником следует среда;
Всего 5 времен года;
После субботы наступает воскресенье.
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Ребята, а чтобы вы всегда помнили тундру и её животных, я дарю вам книгу с рассказами Н. Н. Сладкова «По тундре».