Татьяна Карпенко
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесное сообщество»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик Карпенко Т. И.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
2. Обогащать представления детей об особенностях существования животных и растений в сообществе «лес». Поддерживать детей в соблюдении экологических правил.
3. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, проявление ответственности за свои поступки.
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Лесное сообщество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Материал. Иллюстрации, материал для полосы препятствий, экологические знаки, цветы, гнездо, паутина, схема «этажей» леса, модели цепей питания.
Ход. Ребята, вы любите сказки?
I. Присядьте на стульчики и послушайте сказку. Однажды девочка с мамой и папой поехали за город. Стоял солнечный весенний день. Машина быстро неслась по шоссе. Мимо пролетали дачные поселки, зеленые поля, березовые рощи. Желтели одуванчики, щебетали птицы. И вдруг… девочка попала как будто в черно-белое кино: вдоль дороги стоял черный лес. Машина остановилась. Девочка вышла из машины, подождала пока выйдут папа с мамой, взяла их за руки. Ей было страшно! Черные деревья поднимали к небу голые ветки. Как черная проволока торчали кусты. По голой земле ветер нес серый пепел, стояла мертвая тишина – ни пения птиц, ни стрекота кузнечиков.
- Вот такой может стать наша земля, - сказал папа, - если люди не будут беречь природу.
- А что здесь случилось? – спросила девочка.
- Я думаю, что какие-то горе – туристы забыли погасить костер, ветер раздул его и начался пожар. Лес погиб!
Грустная девочка вернулась к машине. Она поняла, как много зависит от человека: будут ли петь соловьи и стрекотать кузнечики, будет ли Земля голубой и прекрасной или станет черной и мертвой.
А вы поняли? (Да, поняли)
II. Давайте проверим, умеете ли вы быть друзьями природы, и отправимся на прогулку в волшебный лес (по полосе препятствий со словами) :
Мы к лесной поляне вышли
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки
Мы старательно шагали
И ни сколько не устали.
- Посмотрите, какие красивые цветы. Может быть, сорвем их? (Ответы детей) Экологический знак.
- Давайте тихо войдем в лес, чтобы не напугать его обитателей. Присядем на полянке и послушаем пение птиц.
- Посмотрите, здесь в кустах гнездышко с птенчиками. Можем ли мы взять этих птенцов домой? (ответы детей). Экологический знак.
- Ребята, а это кто? (Ёж) Может его возьмем? (ответы). Экологический знак.
- Что это? (Это паутинка. Ее сплел паук.)
- Сейчас в этой паутине погибнет бабочка. Может надо порвать паутину, чтобы спасти бабочку? (Нет, давайте ее аккуратно освободим, паутина такая красивая. Это дом паука). Экологический знак.
- Здесь так много насекомых. Давайте мы превратимся в насекомых и вспомним физ минутку «Веселые насекомые».
Физминутка «Веселые насекомые».
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (Бегут, частые взмахи ладонями)
А за нею шмель – шмелёк (Взмахи более резкие)
И веселый мотылек (Взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Направление поменять)
Как фонарики глаза. (Кружки вокруг глаз)
Пожужжали, полетали, (Бегут, жужжа и делая взмахи)
От усталости устали. (Падают на ковер)
III. Лес – это большой многоэтажный дом, в котором живет много обитателей. Каждый имеет свой лесной этаж. Как в большом доме.
- Какие растения живут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы).
- Почему эти растения живут, растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые).
- Ниже растут березы, рябины, почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).
- Кто занимает этаж еще ниже? (Кустарники).
- Что растет на нижнем этаже? (Мох, грибы, травы).
- Ребята, а что в ваших домах находится под этажами? (Подвал).
- В моем лесу тоже есть лесной подвал, смотрите. (Открыть полоску под которой корни деревьев).
- В лесу деревья селятся по этажам, а животные бегают кто где хочет? (Нет, они тоже каждый живут на своем этаже).
Игра «Рассели животное по этажам».
Вопросы:
1). Почему заяц живет на первом этаже?
2). Белка не упадет с дерева?
3). Почему птица живет так высоко?
Все животные располагаются в зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов.
IV. Возвращаемся в детский сад.
Теперь вы видите, что лес – это большой дом, в котором живут и растения, и животные. Выберите конверты и составьте цепи питания.
Растения «кормят» насекомых и мелких животных; они «кормят» более крупных
животных; а они в свою очередь – хищников. Кто же кормит растение? (Солнце,
вода, воздух). А что будет, если мы уберем одно звено цепи? (ответы). Нарушится
экологическое равновесие.
V. У меня есть картина, но она незаконченная. Давайте вместе создадим картину о лесном сообществе (на приготовленный фон приклеивают лесных обитателей).
VI. Итог: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? В заключение послушайте стихотворение