Наталья Семенцова
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ты какая, вода?»
Программное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды, потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать. Расширить систему знаний о неживой природе (воде). Развивать мыслительную деятельность детей, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы; активизировать словарь (лаборатория, учёные – исследователи, вода растворитель). Воспитывать умение работать аккуратно, слушать своих товарищей.
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
Раздаточный материал: стакан с водой, стакан с чаем, стакан с солью, с сахаром, мукой, прозрачные пластиковые стаканы, чайные ложки, салфетки, кусочки льда, песок, подносы.
Демонстрационный материал: Аудиозапись «Шум прибоя, горный ручеёк, капель, шум дождя» ; иллюстрации «кипящая вода и пар», «туман»; свеча, ложка.
Ход занятия
Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Если руки наши в ваксе.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды)
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег.)
Рыбам жить зимой тепло,
Крыша - толстое стекло.
(Лёд.)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Видно стало далеко.
(Туман.)
Бежит, бежит - не выбежит,
Течёт, течёт – не вытечет.
(Река.)
Воспитатель. Молодцы! Вы быстро отгадали загадки.
Вода в природе всегда бывает одинаковой, может ли вода быть волшебницей? (ответы детей) А вы хотите больше узнать о воде? (да) Тогда я предлагаю вам стать учёными – исследователями. А вы знаете кто такие учёные – исследователи? (Это люди, которые с помощью различных опытов узнают что-то новое о каких-то предметах или явлениях) Перед нами стоит трудная задача – узнать всё о воде. Приглашаю вас в нашу лабораторию – место, где мы будем проводить опыты.
А с чем мы сегодня будем проводить опыты? Где в природе встречается вода?
Что можно сказать о воде?
(Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.)
Значит, вода жидкость. Она не имеет собственной формы. Сегодня мы с вами откроем тайну воды. Начинаем наши исследования
«Вода - жидкость»
Посмотрите, я наклоняю стакан с водой. Что происходит с водой? (Она переливается в другой стакан.) Возьмём большой стакан и проделаем тоже. Что произошло? (Вода перелилась.) Обратите внимание, вода перелилась в другой стакан и приняла его форму. Что можно сказать про воду, это жидкое, твёрдое или сыпучее вещество? (Жидкое) Верно, вода — это жидкость. Что она может делать? (Течь, литься, переливаться.) А ещё она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вывод: Вода – жидкость. Она течёт, льётся и принимает любую форму.
«Вода прозрачная»
Перед вами стоит 2 стакана. В одном вода, а в другом чай. Опустим в стакан ложку. В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (В стакане, где вода ложку видно, а где чай – нет) Почему? (Потому, что вода прозрачная, а чай – нет) Вот мы провели опыт и установили, что вода прозрачная.
Вывод: Чистая вода – прозрачная.
«У воды нет запаха»
Уважаемые исследователи, предлагаю вам понюхать воду и чай. Чем пахнет? (фруктами, потому что это фруктовый чай) А вода пахнет? (Нет)
Вывод: У воды нет запах
«У воды нет вкуса»
С помощью следующего опыта мы с вами определим, какого вкуса вода. Сделайте глоток из стакана с водой. А теперь попробуйте чай. Какой чай по вкусу? (Сладкий). А вода? Есть ли вкус у воды? (Нет)
Когда вам очень хочется пить, то с удовольствием пьёте воду, а чтобы выразить своё удовольствие, говорите «Какая вкусная вода!» Хотя на самом деле её вкуса не чувствуете.
Вывод: У воды нет вкуса.
А ещё вода может шуметь и даже петь. Давайте немного отдохнём и поиграем.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, воспитатель перед ними с волшебной палочкой. Он задаёт вопрос и передаёт палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю палочку. (Минеральная, холодная, чистая, родниковая, сладкая, морская, прозрачная.)
Различные состояния воды.
Посмотрите, что это у меня? (Раздаю всем кусочки льда.) Подержите его в ладошке. Что с ним происходит? (Он начинает таять.) Почему? (Потому, что ладошки тёплые.) Что получится изо льда, когда он растает? (Вода) Значит лёд это что? (Замёрзшая вода.)
Вот мы с вами и установили, что вода тоже волшебница, она может превращаться в лёд. Приглашаю всех подойти к моему столу и стать вокруг. Я вам покажу ещё один опыт. (Набираю в ложку немного воды, и показываю детям. Зажигаю свечу и нагреваю над пламенем каплю воды в ложке. Вода испарилась.) Куда исчезла вода? (Испарилась.)
А теперь вспомните, когда кипит чайник, что вырывается из-под крышки? (показать иллюстрацию). Верно, пар. Это при кипении вода превращается в пар.
А я вам открою ещё один секрет – пар может снова превратиться в воду, если остынет. Так получается туман. Вода в тёплый день испаряется с поверхности земли, а ночью, когда прохладно остывает и превращается в туман.
Вот какое открытие мы с вами сделали – вода волшебница, умеет превращаться.
Вывод: При замерзании вода превращается в лёд, а при нагревании в пар
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Вода это жизнь. Она нужна всем и человеку и животным и растениям.
«Вода – растворитель»
У вас на столе находятся подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества.
Будьте внимательны: в стакане с красной полоской находится сахар, в стакане с оранжевой полоской – соль, а в стакане с синей полоской – мука.
Запомнили, в какой посуде что находится?
Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от стакана: вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути.
На столах находятся стаканы с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.
Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).
Что случилось с солью? (Соль растворилась в воде.)
Теперь налейте воду в стакан с сахарным песком и размешайте. Что случилось с сахарным песком? (растворился в воде)
А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой? (Мука тоже растворилась в воде.)
Значит мука, соль и сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане? (Вода в стакане прозрачная.) Вода умеет растворять. Что ещё может растворить вода? (Соль, соду, стиральный порошок.) А песок? (Нет.) Давайте проверим.
Насыпьте в другой стакан с водой песок и размешайте. Что вы видите? (Вода стала мутной, а песок осел на дно.)
Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.
А ещё вода может шуметь и даже петь. Давайте попутешествуем в мир звуков воды.
Физ. минутка
Закройте глаза. (Звучит шум прибоя.) Что это шумит? Где мы оказались? (Это шумят волны.) покажите, как двигаются волны? (Движения руками вперёд – назад.) Теперь закройте глаза и отгадайте, что звучит? (Звучит журчание горного ручья) Что это? (Это журчит ручей.) Покажите, как ручеёк перекатывается через камушки. (Волнообразные движения сцепленными руками) А что сейчас звучит? (Капель, дождь.) Как вы можете показать, что идёт дождь? (На капель – стучат пальчиками по ладошкам, во время дождя топают по лужам.)
Итак, дорогие исследователи, что мы сегодня узнали о воде?
Вода – это жидкость, она прозрачная, не имеет цвета, запаха и вкуса; вода может растворять некоторые вещества.
А ещё вода волшебница. Она может превращаться в лёд и пар.
Что мы знаем о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Вода - самое удивительное вещество на планете. Вспомним ещё раз чудесные свойства воды.
Вода-жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Вода добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вода это жизнь. Она нужна всем и человеку и животным и растениям.