Ирина Буркова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21
г. Шахты Ростовской области
346516 Ростовская область, г. Шахты ул. Красинская, 57-а тел. : 26 -87 -42
НОД
по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
«История казачьего быта»
Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „История казачьего быта“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.
3. Развивать и обогащать словарный запас.
Образовательные:
1. Формировать знания об истории возникновения казачества.
2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
3. Познакомить с музейными экспонатами.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, половодье, махотка, атаман.
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу», тесто, отварной картофель для начинки вареников.
Предварительная работа воспитателя: презентация «Мой город», подбор дидактического материала, помощь в оформлении мини-музея, изготовление фотоальбома «Казачество на Дону».
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование: физическая карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, махотка, прялка, кровать, икона, сундук, за накрытым скатертью столом: рыба, кулебяка, пирожки, варенички (сделанные из соленного теста или приготовленные родителями) .
Структура занятия:
Вводная часть:
Психологический настрой, мотивация деятельности при помощи беседы (диалога) .
Основная часть:
1. Месторасположение города Шахты.
2. Беседа о реке Дон.
3. Знакомство с традициями, обычаями.
4. Посещение мини-музея «Казачья горница».
5. Закрепить знания о быте казаков в далеком прошлом.
Итог занятия: обобщение пройденного материала.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: - В России.
Воспитатель: - А как называется наш родной город?
Дети: - Шахты.
Воспитатель: А почему он так называется?
Наш город стоит на реке Грушевка, а какая самая большая река в области?
Дети: - Дон.
Воспитатель: - А вы знаете как в народе называют ласково Дон?
Дети: - Дон-батюшка.
Воспитатель: Дон тянется по всей Ростовской области. По ней ходят баржи, корабли. Река богата рыбой (окунь, сом, толстолоб, красноперка, щука и другие, поэтому Дон называли кормильцем. По берегам много городов, сел, деревень.
Воспитатель: - А как назывались люди, которые жили на Донской земле?
Дети: - Казаки.
Воспитатель: - А что вы знаете о жизни казаков?
Дети: - Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли, семьи.
Воспитатель: - А кто у казаков был главным?
Дети: - Атаман.
Воспитатель: - Атамана выбирали на круге, на казачьем правлении : кто сердцу люб, тот и будет атаман.
Воспитатель: - Давайте вспомним казачьи поговорки.
Дети: - 1. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
2. Казачья смелость порушит любую крепость.
Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, занимались детьми.
Воспитатель: - Ребята, вспомните, как называются дома, которые строили казаки?
Их строили в два этажа. Первый этаж был из камня, чтобы в половодье вода не затопила их, а второй этаж был деревянный.
Слайды (курень несколько фотографий).
Игра «Вокруг куреня я хожу».
Воспитатель: - А вы хотите побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили казаки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Проходите в наш мини-музей казачьей горницы.
Воспитатель проводит детей в мини-музей для дальнейшего проведения занятия.
Воспитатель: Ребята, печь играла очень большую роль в жизни казаков. Она всегда была в центре курени, а все комнаты располагались вокруг печи.
Печь, на которой стоят чугунки, махотки, в них наши предки готовили еду. Печь, что мать родная и накормит и обогреет. Как вы думаете, для чего еще нужна была печь?
Дети: для лечения больных, место для сна.
Воспитатель : а еще печь была местом для развития художественных способностей детей. Раз в неделю казачка синьку и разрешала рисовать на печке разные рисунки и даже сказки.
Воспитатель: - Рядом на печи стоит утюг, как вы думаете, почему он стоит на печке?
Дети: - Раньше не было электричества и утюг нагревали на печке.
Воспитатель: - Да, это верно.
В куренях всегда стояла железная кровать, на которой много подушек, накрытых накидкой. Кровать красиво заправлена. Детская люлька для малыша подвешивалась на веревках или лентах к потолку.
Воспитатель: - На видном месте всегда висели иконы. Казаки были очень верующими людьми.
Почти в каждой семье были прялки и все казачки умели прясть пряжу, из которой вязали теплые вещи для всей семьи. Хранили их в сундуках.
Воспитатель: - На Дону всегда любили вкусно поесть. А вы знаете блюда из казачьей кухни?
Дети: - Это каши, уха, рыбу жарили, запекали, варили лапшу, холодец, пекли кулебяки, курники, калачи, лепили варенички с разной начинкой.
Продуктивная деятельность. «Варенечки» (из теста вылепить вареники с картофелем).
Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили на нашем занятии?
- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?