Светлана Попова
НОД по обучению грамоте «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Образовательные:
- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
- развивать интонационную выразительность;
- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
- закрепить знание гласных и согласных звуков;
-упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
-закрепить умение делить слово на слоги.
Оборудование:
- украшенный буквами сундучок;
Публикация «НОД по обучению грамоте „Волшебный сундучок Деда Грамотея“» размещена в разделах
- письмо с ключами, на которых написаны загадки;
- картинки, листы в крупную клетку, карандаши по количеству детей.
Воспитатель: Ребята! К нам пришло письмо и сундучок! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Надо его распечатать и узнаем, что это за письмо.
Давайте прочитаем:
«Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ.
Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники – спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!» Дед Грамотей.
Воспитатель:
Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей). А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в 1 загадке:
Перед ним сижу, сижу,
По нему гляжу, гляжу.
Фильмы, новости и матчи
И другие передачи. (телевизор)
Дети: Ключ будем искать за телевизором. (Дети достают 1й ключ).
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея – принесли для вас картинку с изображением цветка. Что это за цветок? (Мак). Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? (М-м-м) Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает? (Губы). Если мы не можем его пропеть, то это какой звук (Согласный). Правильно! Какой второй звук в слове Мак? (М-аааа-к! Звук А). Давайте попробуем пропеть этот звук. (А-а-а). Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? (Гласный). (Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок»). Слушайте следующую подсказку, где искать ключ, 2 загадка:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Дети : Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! Находят второй ключ, выполняют второе задание - это рассказ.
Воспитатель: «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та - ша, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Воспитатель:
- Как девочка звала своих подруг?
- Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
- Почему девочка именно так звала своих подруг? (так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приё мов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: А третий ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю. (Строительные кирпичики)
(Дети отгадывают, находят ключ.)
Воспитатель: Да, верно, это ключ с картинкой – яблоко.
В слове «яблоко» первая буква – Я. Любуется собою Я – «Я – самая красивая». Влево ножку отвела и в словах плясать пошла».
Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука. Прочитаем на доске слоги «Ла-Ля», «Ма-Мя» и т. д. (одновременно педагог ведет указкой от согласной к гласной, добиваясь слитного чтения слогов.) Одинаково ли звучат согласные? (нет)
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Для обозначения твёрдого и мягкого согласного служит одна и та же буква. Если после согласных пишется гласная «А», то они звучат твёрдо, если пишется «Я» - мягко. Мягкий согласный звук обозначается зелёным квадратом. Как обозначаются твёрдые согласные? (синим).
А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква (стилизованная буква Я).
Воспитатель : Одному из помощников Деда Грамотея, так понравилась буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву – Яша. Кто же этот помощник?
Карлик с длинной бородой, ростом маленький, седой
Прикрывался колпаком, будто он нам не знаком
Он и весел, и умен, ходит ночью с фонарем
А в лесу имеет дом. Кто он, дети? Это… (Гном)
(выставить картинку с изображением Гнома Яши)
Вот однажды Яша увидел ящерицу и решил поймать её, чтобы поиграть. Давайте поможем Яше добраться до ящерицы. Проходите за столы, посмотрите, на листе изображены картинки, гном может пройти только по тем картинкам, названия которых начинаются на букву Я. (ящик, яйцо, яблоко, язык, якорь) дети карандашом проводят дорожки соединяя нужные слова.
Воспитатель : Молодцы, справились с третьим заданием. У нас уже три замка открыты. Трудно? Вы очень старались, а теперь мы отдохнём и поиграем с мячом.
Физкультминутка: Игра «Назови слова с нужным звуком».
Дети встают в круг, взрослый бросает мяч ребёнку и называет звуки (р,м,о,а,с). Ребёнок называет слово в котором есть данный звук, уточнить где он находится – в начале, середине, конце слова.
Воспитатель: А четвёртый ключ будем искать вот где, слушайте загадку
Пишет он когда диктуют,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком он
Раскрасит ваш альбом. (карандаш)
Дети: Это карандаш. Надо искать там, где лежат у нас карандаши
Воспитатель: Следующее задание мы выполним с помощью карандашей и прописей. На листах в клетку пропечатана буква Я, вам необходимо продолжить строчку по образцу. Старайтесь красиво напечатать эту букву, гном Яша передаст все ваши работы Деду Грамотею. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, у вас красиво получилось. (Прикладываем ключ к замку и он «открывается»).
Воспитатель: И последняя пятая загадка для поиска ключа
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет (Мячик)
Дети: В спортивном уголке лежат мячи, а вот и последний ключик.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
7. Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом. После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается. Достают из него медали «Я грамотей»
- это подарок детям от Деда Грамотея на память о сегодняшнем дне.
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!