Надежда Паращенко
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе детского сада «Наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша Родина
Цель: Формировать представления о городе, в котором дети живут, о ближайшем окружении детского сада; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.
Материал: конверты с фотографиями дет сада, крупный строительный материал.
Ход занятия.
Вос – ль:
-Вспомните, ребята, как называется наш город?
-Как называемся мы с вами, его жители?
-Почему мы говорим что Армавир – наш родной город?
-Как вы понимаете слово Родина?
Ответы детей.
Публикация «НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе детского сада „Наша Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Вос-ль: Слово «Родина» похоже на такие слова, как родной, родня, родственник. О ком мы так говорим? Правильно, о мамах, папах, братьях, сёстрах, других близких людях. Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом. Так и наша Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Для нас это наш родной город…Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Послушайте, как русский народ в пословицах говорит о любви к Родине.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
-Как вы думаете, что значит любить Родину?
-Правильно, любить Родину – значит стараться сделать для неё всё, чтобы ей было хорошо, как мы стараемся для тех, кого любим.
-Что люди могут сделать для своей Родины? (хорошо учиться, трудиться. Чтобы сделать свой город ещё лучше).
-Давайте мы с вами отдохнём и по городу пройдём.
Дети хором произносят слова. Сопровождая их движениями.
Мы по городу идём, (маршируют)
Звонко песенку поём (покачивание головы в стороны, напевая: ля, ля,ля)
Мы по улице шагаем
Ноги ровно поднимаем.
Делай шаг- раз, два,
Взмах руками- три, четыре.
Повернулась голова,
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
-У нас в городе есть много детсадов. В один из них приходите вы. Как называется наш детсад?
-Хорошо ли вам живётся здесь?
-есть ли у вас друзья в детсаду?
-Чем любите заниматься?
-Давайте с вами поиграем в игру «расскажи, а мы отгадаем».
Детям раздаются конверты с фото помещений д-с. Дети должны рассказать о помещении, не называя его, а остальные отгадать.
-Почему так хорошо детям в детсаду? (потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых).
-Когда вы вырастите, вы тоже будете трудиться и делать наш город краше и богаче. Послушайте стих-ие В. Берестова.
Чему первым делом научится кошка?
-Хватать!
Чему первым делом научится птица?
-Летать!
Чему первым делом научится школьник?
-Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же. Как все на свете.
Птенец превратиться в птицу.
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
-А кем станете вы, когда вырастете?
-Что сегодня мы можем сделать хорошего для нашего города?
(Не сорить на улицах, посадить весной цветы на участке детсада, около дома,
Дружить друг с другом и т. д.).
-Давайте построим район нашего детсада. (дети из строительного материала строят макет района и обыгрывают его).
Родной город
Цель: закреплять знания названия города, дом, адреса; формировать чувство любви к родному городу.
Материал: фото детей на фоне городских достопримечательностей, игрушечный микрофон, детские рисунки, открытки с видами города, мяч.
Ход занятия.
Вос-ль: Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой,
И самый лучший он для нас
Родной и дорогой. Л. Осипова
-Ребята, я прочитала вам стих-ие о нашем городе. В котором мы с вами живём, а многие из нас здесь родились. Вспомните, как называется наш город.
- А как называются жители нашего города?
-Посмотрите на картинки. (показ видов города)
-Как красив наш город! В нашем городе очень много красивых многоэтажных домов. Давайте поиграем в игру «Я живу на….этаже».
Дети встают в круг, передают мяч и говорят, на каком этаже живут.
-В каждом доме живут люди: взрослые и дети. Взрослые ходят на работу. Они трудятся для того, чтобы сделать наш город ещё лучше. Дети ходят в детсад, школу. Наш город большой. В нём много улиц. Домов, площадей, парков. Каждый человек, особенно ребёнок, должен знать свой домашний адрес, чтобы не потеряться в таком большом городе. Домашний адрес-это название города, улицы, на которой вы живёте, номер дома и квартиры.
Давайте поиграем в игру «Радиоэфир»
-Сейчас у каждого из вас появиться возможность громко по радио объявить свой домашний адрес. Начинать надо со слов: «Я живу в городе… на улице… дом номер…квартира номер…»
Для игры используется игрушечный микрофон. Дети по очереди называют свой домашний адрес. В случае затруднения вос-ль помогает ребёнку правильно назвать свой адрес.
-Молодцы. Ребята. Вы знаете свой адрес. А что нужно делать, если вы потерялись в городе или большом магазине? (ответы детей).
-Надо подойти к полицейскому и назвать имя. Фамилию и домашний адрес. Но мы будем надеяться, что этого с вами не случится.
-А как вы думаете, для чего ещё нужно знать домашний адрес? (ответы детей)
-домашний адрес необходимо знать ещё и для того, чтобы получать письма от друзей. Чтобы ваши гости знали, куда приходить на праздники, чтобы можно было вызвать на дом врача, если вы вдруг заболеете. -Давайте с вами нарисуем свой дом, в котором мы живём. (Выставка работ).
Достопримечательности города.
Цель: Закреплять знание названия города, дом, адреса. Познакомить с достопримечательностями города. Вос-ть чувство любви.
Материал: фото детей на фоне городских достопримечательностей, детские рисунки, открытки с видами города. Сладкое угощение.
Перед занятием вос – ль организует фотовыставку достопримечательностей родного города.
Ход занятия.
-Ребята, вспомните, как называется наш город?
-Как называемся мы, его жители?
-Нам с вами повезло, что мы живём в таком красивом городе. Здесь много построено для того, чтобы горожанам жилось хорошо.
Давайте посмотрим на нашей фотовыставке, как красив наш город.
Город наш стоит веками
Над прекрасною рекой.
Знает каждый горожанин
Пляж вдоль речки голубой. Л. Осипова
-Наш город расположен в долине прекрасных рек: Кубани и Урупа. Послушайте песню про наш Армавир. (звучит песня в записи «Армавир»).
-Мы живём с вами в нашем прекрасном городе, и каждый должен знать свой домашний адрес. Для чего его нужно знать? (ответы детей).
-Сейчас мы поиграем в игру «Назови свой адрес».
Дети встают в круг и, передавая мяч называют адрес. При необходимости вос-ль помогает.
-Ребята, посмотрите, вот на этой картинке театр нашего города – драматический. Посмотрите, какой он красивый. (демонстрирует картинку). Расскажите, кто бывал в драматическом театре? (рассказ детей).
-Нам с вами очень повезло, потому что, когда кончается лето, то мы можем купаться и кататься с водных горок в аквапарке. (показывает картинку). Много людей трудились для того. Чтобы сделать вашу жизнь ещё интереснее. Расскажите. Кто из вас бывал в аквапарке? (ответы детей). А если кто-то ещё не побывал, не беда – у вас всё впереди.
-Есть в нашем городе одно очень замечательное место, где, наверное, каждый из вас побывал. Вы узнаете, что это за место, если отгадаете, о чё м говорится в стихотворении:
Ой-да, ой-да, ой -да, ух!
Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:
-Ты качался – нам пора!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Прямо к облаку несись. Л. Квитко
-О чём говорится в этом стихотворении? Правильно, о карусели. В нашем городе есть парк с самыми разными каруселями и аттракционами. Расскажите, что вам нравится больше всего? (ответы детей).
-В нашем городе много фабрик и заводов. А одну из них знают все –все-все. Потому что это самая сладкая фабрика на свете. Какая это фабрика? Правильно, шоколадная (кондитерская). Наши конфеты очень вкусные. Давайте их попробуем. (угощение детей).
-Сегодня мы с вами вспомнили интересные места нашего города. Какие? (ответы детей).
-Но в нашем городе есть ещё очень много замечательных мест. Я уверена, что вы везде побываете и, приходя в детсад, будете рассказывать о них.
Труд взрослых.
Цель: Систематизировать и обобщить знания о городе, о названиях профессий. Закрепить понятие Родина, вос-ть чувство любви к городу.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий, фото родителей на работе, открытки с видами города.
Ход занятия
-Ребята, в нашем городе много улиц, домов, площадей, парков. У каждого из нас есть свой дом. Вспомните, как называется наш город?
-Как называемся мы с вами, его жители?
-Почему мы говорим, что Армавир – наш родной город?
-Как вы понимаете слово «Родина»?
-Да, для нас слово «Родина» -это наш родной город. Хорошо, когда люди любят свою Родину. Послушайте, как русский народ говорит о любви к Родине :
Родина любимая, что мать родимая.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-Что люди могут сделать для своей Родины? (ответы детей).
-Вы ещё маленькие, но ваши мамы и папы, бабушки и дедушки трудятся в нашем городе. Очень много взрослых людей хорошо работают, чтобы сделать наш город ещё лучше. В нашем городе много заводов и фабрик, больниц, школ, детсадов, магазинов, и везде работают люди.
-Кто работает в больнице? Правильно, врачи. (показывает картинку). Что они делают на работе?
-А кто работает в школе?
-Кто в нашем городе строит красивые дома, школы, парки?
-Кто в городе следит за порядком и ловит преступников? Правильно, полицейские. И ещё очень много людей разных профессий работают в нашем городе. Давайте сейчас поиграем в игру «Кем ты станешь, когда вырастишь?»
Дети становятся в круг, вос-ль бросает мяч, ребёнок ловит и говорит, кем хочет быть.
-А сейчас мы поговорим о ваших родителях и о том, кем они работают.
-Расскажите, кем работают ваши мамы и папы?
Вос-ль с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребёнку рассказать о профессии своих родителей.
-как называется мамина профессия?
-Что она делает на работе?
-Как ты думаешь, что хорошего для нас всех делает мама на работе?
Дети по очереди отвечают на вопросы, демонстрируют фото своих родителей на работе.
В итоге, в конце каждого небольшого рассказа вос-ль вместе с детьми делает вывод, что эта профессия очень важна и нужна всем нам. В конце занятия детям предлагается нарисовать рисунки «Как я гуляю с родителями по родному городу». Выставка работ.
Транспорт родного города.
Цель: Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения. Закреплять понятие Родины. Вос-ть чувство любви к нему.
Материал: картинки с изображением разных видов транспорта, атрибуты для игры «светофор».
Ход занятия.
-В каком городе мы живём?
-Почему мы говорим, что это наш родной город?
-Что такое Родина?
-Наш родной город большой и красивый. Улицы в нём широкие, дома высокие. По этим красивым улицам ездит много разных машин, чтобы люди могли быстрее добраться на работу, в школу, в театр, в гости. А чтобы вспомнить, что это за машины, давайте отгадаем загадки.
Вос-ль загадывает загадки и показывает картинки с разными видами транспорта.
Что за чудо –синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
-Правильно, это автобус. В нашем городе очень много автобусов, и, наверное, каждый из вас не раз ездил на автобусе.
На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь.
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути? (грузовик)
-Грузовик необходим на стройке, а наш город очень быстро строится. Появляются новые красивые дома. На грузовике возят кирпич, песок и все, что необходимо для строительства. Слушайте следующую загадку.
Не летает, не жжужит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (троллейбус)
-Давайте рассмотрим троллейбус. Что у него есть? (колёса, окна, двери, усы и т. д.)
-На дорогах нашего города очень много машин, и для того чтобы не было аварий, и пешеходы, и водители должны соблюдать правила дорожного движения. Отгадайте, что помогает людям соблюдать эти правила?
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет: «Нет!»
Сдержанно и строго.
Жёлтый свет даё т совет:
Подождать немного.
А зелёный свет горит –
«Проходите!»- говорит.
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый (Светофор). И. Лешкевич
-Давайте поиграем в игру «Светофор». Когда я показываю красный круг –все молчат. Когда зелёный – топайте ногами. Когда жёлтый –хлопайте в ладоши. (игра проводится стоя и повторяется несколько раз).
-Скажите, а на чём можно путешествовать в другие города или страны?
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка).
-В нашем городе очень красивый железнодорожный вокзал. Оттуда отправляются поезда во все концы нашей огромной страны. Кто из вас бывал на ж\д вокзале? (ответы детей).
-Но отправиться в путешествие можно не только на поезде. Отгадайте загадку.
Быстро в небе проплывает.
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это? (самолёт).
-Самолёт –самый быстрый вид транспорта. Все самолёты прилетают и улетают из аэропорта. Кто уже летал на самолёте? (ответы).
-Вот как много машин ездит по нашему городу. Давайте назовём их ещё раз. А если в нашем городе так много видов транспорта, значит, город какой? Очень большой. И в нём живёт очень много хороших и добрых людей.
Наша Родина – Россия.
Цель:Вос –ть чувство любви к своей Родине – России, интерес к народному искусству, чувство восхищения талантом русского народа. Закреплять знания о русском прикладном искусстве.
Материал: матрёшки, дымковские игрушки, трафареты матрёшек и игрушек. Гуашь, кисточки.
Ход занятия.
-На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнём с самой близкой и знакомой для нас игрушки. Я загадаю вам загадку. А вы отгадайте.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. (матрёшка)
-Конечно, это всем знакомая матрёшка. Вот она.
-делают матрёшек из дерева. Таким деревом была и остаётся липа. Мастерят матрёшек мужчины. Вставляют в станок липовые длинные кругляшки, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки. Сначала точат самую маленькую матрёшку, потом побольше, ещё побольше. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Пёрышками и кисточками они разрисовывают матрёшек. Послушайте, какие добрые и тёплые стихи складывают люди о матрёшках.
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка. В. Берестов
-Русская матрёшка –наверное, самый национальный русский сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей страны. Давайте мы сейчас походим с вами как матрёшки. (после физминутки, дети садятся на места).
-Но сегодня у нас в гостях ещё и другие замечательные игрушки –дымковские. Они сделаны из глины и раскрашены красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни. Козлики. Лошадки, свиньи, олени. Яркие, весёлые. Задорные – полюбились они детям.
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
А вот дымковские барыни:
У них руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке. Л. Осипова
-Посмотрите, какая красота! Как красивы эти игрушки.
Вос-ль предлагает детям трафареты игрушек для раскрашивания.
Наша - Родина Россия.
Цель: Закреплять знания о природе России, о русском национальном костюме, о сказках, потешках; вос –ть любовь к своей Родине, вызывать чувство восхищения красотой русской природы, талантам русского народа.
Материал: иллюстрации с изображение картин природы России, кукла в национальном костюме, платочек для игры, звукозапись музыки.
Ход занятия.
Вос- ль предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением русской природы. Звучит музыка П. И. Чайковского «времена года». Подводит детей к выводу о том, что всё, чем они сейчас любовались – это природа родной земли.
- И вот что удивительно – почти на каждом рисунке можно увидеть стройную белоствольную берёзку. Это не случайно. Каждый русский человек любит берёзку – красавицу.
-Стоит Алёнка –платок зелёный, тонкий стан – белый сарафан. Что это?
-Конечно же берёзка. Берёза – символ России. О русской берёзке сложено много стихов и песен на Руси. Девушки надевали свои красивые сарафаны и водили хороводы вокруг берёзки. Посмотрите, к нам в гости пришла кукла в национальном наряде. (рассматривают русский костюм).
-Но вокруг берёзки не только водили хороводы, ещё пели, плясали, играли. Вот и мы с вами поиграем в игру «Гори, гори ясно».
-Кроме игр и песен вокруг берёзки, русский народ сочинял много сказок, потешек, частушек. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
Дети рассказывают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка»; потешки.
-Давайте споём частушки. Я начну, а вы закончите:
На столе у нас пирог,
Пышки иватрушки.
Так споём же под чаёк…Чайные частушки.
Поставь, Маша, самовар,
Золотые чашки.
Приди, милый, ко мне в гости… В розовой рубашке.
-Вот и мы сейчас поставим самовар, красивые чашки и будем с вами пить чай с ватрушками.
Занятие заканчивается чаепитием.
Мой родной город.
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе : названии, достопримечательности, знаменитые люди. Вызывать чувство восхищения красотой родного города; воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
Материал: фото с видами города, с достопримечательностями города.
Ход занятия.
Вос-ль:
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекой.
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой. Л. Осипова
-Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, городе, в котором мы живём, а многие из нас здесь родились. Вспомните, как называется наш город?
-А как называются жители нашего города? Посмотрите на картинки. ( Вос-ль демонстрирует виды города: парк Победы, центральный парк, карусели, аквапарк, фонтаны ит. д.).
-В нашем городе очень много красивых многоэтажных зданий, достопримечательностей города. Наш город большой. ( демонстрирует фото: ж\д вокзал, дом культуры, дом пионеров, театр драмы и комедии, центральная площадь ит. д.).
-Давайте с вами пройдё м по городу:
Мы по городу идём,
Звонко песню мы поём.
Мы по улице шагаем,
Ноги ровно поднимаем.
Делай шаг –раз, два,
Взмах руками – три, четыри.
Повернулась голова,
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко, и попрыгаем легко.
-В каждом доме живут люди: взрослые и дети. Взрослые ходят на работу. Они трудятся для того, чтобы сделать наш город ещё лучше. Много знаменитых людей живёт в нашем городе, которые прославили его своими победами на спортивных состязаниях, своей добросовестной работой, героическими поступками во время войны и в мирное время. У нас есть аллея Славы, доска почёта (фото). Здесь находятся самые достойные и знаменитые люди.
-Наш город красив и славен. Послушайте стихотворение нашего земляка, армавирца «Мой город» Ю. Блохина
Городок безоблачного детства,
Юности и зрелости моей,
Наполняешь нежностью ты сердце,
С каждым днём ты ближе и родней.
В летний зной прохладны и тенисты
Улицы и улочки твои.
Осенью ковёр из жёлтых листьев
Устилает золотом своим.
Ты красив в любое время года,
Старый мой и новый Армавир,
В ясный день и даже в непогоду
Дорог ты всегда и сердцу мил.
Город – село.
Цель: Систематизировать и расширять знания о городе; учить находить различия города и села; сопоставлять, сравнивать, делать выводы; познакомить с особенностями труда людей в городе и селе. Вос-ть бережное, заботливое отношение к своему городу.
Материал: картины «в деревне», «в городе», посылка с овощами и фруктами, клей, кисти, цветная бумага, альбомный лист.
Ход занятия.
В группу к детям приходит почтальон Печкин и вручает посылку с письмом.
Вос – ль читает: «Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку, но вы сможете открыть её, если отгадаете откуда она, и расскажете всё, что изображено на картинках, которые я нарисовал. Кот Матроскин».
Дети рассматривают картины «В деревне» и «В городе» и отвечают на вопросы:
-Что изображено на картине?
-Какие дома вы видите? Из чего они построены?
-Что делают люди?
-Как мы их можем назвать? (в деревне - овощеводы, садоводы, хлеборобы; в городе –строители, водители, машинист поезда).
-Какую технику используют люди в работе?
-Чем отличается город от деревни?
-Чем отличается труд людей в городе и деревни?
Почтальон Печкин сообщает, что теперь дети могут открыть посылку.
Вос-ль: -Матроскин нам прислал подарки, давайте их достанем.
Дети из волшебной корзины достают овощи и фрукты.
-Давайте, ребята, споём песню «Урожайная».
Инсценировка песни.
-А теперь поиграем в игру «Попробуй на вкус».
Дети пробуют и рассказывают, при приготовлении каких блюд используется тот или иной продукт.
-Вот и давайте с вами приготовим блюда.
Детям предлагается всё необходимое для аппликации. Дети выбирают кто что будет готовить, вырезают из бумаги овощи или фрукты и наклеивают на лист. Занятие заканчивается выставкой работ.