Елена Слободова
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Ай да берёзка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе.
Тема: "Ай да берёзка".
Цель: Закрепить с детьми нетрадиционную технику рисования «Простой батик». Совершенствовать знания детей о берёзе.
Задачи:
1. Познакомить детей с разными способами создания рисунка на ткани.
2. Совершенствовать умения изображать конкретное дерево с характерными
признаками.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Ай да берёзка!“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3 .Расширять знания детей о берёзе, познакомить с лекарственными свойствами берёзы.
4. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.
5. Формировать эстетическое отношение к природе через произведения художников.
6. Воспитывать интерес у детей к истории русского народа, к его традициям.
7. Воспитывать любовь к родной природе.
8. Развивать художественное творчество детей.
Материал: Репродукция картины И. Остроухова «Березы». Подготовленный батик, размер А-4; простой карандаш; гуашевые краски; кисти, баночки с водой; салфетки.
Для опыта: берёзовые почки и листья (из аптеки, термос с горячей водой, баночка с крышкой.
ТСО - телевизор: презентация «Сокровища берёзы», берёзы в разное время года.
Предварительная работа: беседы, чтение энциклопедической литературы о берёзе; наблюдение за березой во время прогулок; чтение и заучивание стихотворений о берёзе; рассматривание репродукций картин художника
И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».
I часть (познавательная)
Ход:
Ребята, сегодня в садик нам прислали интересные слайды. Они о дереве, издавна почитаемом на Руси. Отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Дети: берёза.
Воспитатель: Правильно, это берёза (показывает иллюстрацию). Давайте поговорим о берёзке и посмотрим слайды, а потом её нарисуем.
Демонстрация слайдов «Берёзы в разное время года»
Воспитатель: Берёзка является символом России.
А кто знает, почему именно берёза является символом России?
Ответы детей: Потому что берёза белое и красивое дерево.
Воспитатель: Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме. В этот день девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке :
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки,
В семик поют,
Под тобой девушки
Венки плетут.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему это дерево назвали «берёза»?
Ответы детей: Потому что берёза белая.
Воспитатель: Название своё берёза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ». Именно от «БЕР» и образовалось сначала «БЕРЗА», а потом «БЕРЁЗА».
Хорошо бродить по берёзовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится и гнётся, но не ломится!
(А. Прокофьев)
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и представим, что мы с вами гуляем в берёзовой роще (На экране картинка «берёзовая роща»).
Релаксация: «Прогулка по берёзовой роще».
Звучит медленная мелодия, пение птиц.
Дети сидят на ковре с закрытыми глазами.
Воспитатель: Глазки ваши закрыты. Послушайте, что я вам расскажу: Мы с вами гуляем по берёзовой роще, а вот мы вышли на солнечную полянку. Послушайте, как тихо вокруг. Только слышно как стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы и шмели, и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается вашего лица, рук и всего тела. Вам очень тепло и приятно, вы – отдыхаете, расслабляетесь.
Воспитатель. Берёза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – тёмной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвёртое – разбитому связь.
Мы сейчас разберём с вами отгадки на все четыре загадки.
Первая– издавна деревенская изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки, туеса.
Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный для здоровья берёзовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок в разные ёмкости и потом с удовольствием пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы берёзка не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй.
Третья– здоровье прибавляет и старому и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
Четвёртая– ствол берёзы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Воспитатель: Берёзу называют : «дерево – лекарь». Почему её так называют?
Ответы детей: Сок берёзы очень полезный.
На экране демонстрация слайдов «Сокровища берёзы».
Березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный берёзовый гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. Из коры березы получают деготь. Берёзовый сок тоже полезный напиток. (Все материалы демонстрируются на экране).
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в фармацевтическую мини- лабораторию.
Воспитатель демонстрирует берёзовые почки и сушёные листья берёзы. Дети растирают в руках, определяют запах. 2 столовые ложки почек заливается горячей водой, из термоса.
Воспитатель:Этот отвар должен настояться. Таким отваром лечились ещё в далёкие времена и сейчас лечатся, от разных болезней.
Физкультминутка:
«Ай да березка»
Мы вокруг берёзки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоё т: (идут по кругу вправо, взявшись за руки)
Ай да берёзка белый ствол! (идут в круг, поднимают руки вверх)
С Зелёной, зелёной ты листвой. (идут назад, покачивая руками)
Яркие платочки в руки мы возьмём. (идут по кругу влево, взявшись за руки)
У берёзки стройной пляски заведем. (идут в круг поднимают руки вверх)
Ай да берёзка, белый ствол! (кружатся, поднимают руки вверх)
Зеленей, зеленей ты листвой. (идут назад, покачивая руками в стороны)
На экране демонстрация репродукций картин художников.
Воспитатель: Художники тоже часто изображают берёзу, восхищаясь её природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющим тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется «Простой БАТИК»
При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растеклась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот чтобы придать объём изображаемым объектам, можно воспользоваться приёмом примакивания всем ворсом к поверхности, тогда контуры получатся слегка расплывчатыми и более объёмными.
II часть (Практическая)
На экране демонстрация рисунка берёзы в технике «простой батик», нарисованного воспитателем.
Задачи:
1. Нарисовать простым карандашом контур ствола берёзы – тонкий, стройный, узкий и заострённый наверху.
2. Нарисовать контуры всех веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху, под наклоном вправо – влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз.
3. Дополнить основные ветки короткими боковыми веточками.
4. Обвести контур рисунка гуашью чёрного цвета, концом тонкой кисти
5. Концом кисти изобразить длинные линии сверху вниз, в нижней части ствола, оставляя между ними незакрашенные промежутки, и короткие горизонтальные штрихи с левой и с правой стороны внутри нарисованного контура ствола.
6. Для выполнения листвы использовать способ «тычка» концом кисти (если листья на берёзе только распускаются) или приёмом примакивания всем ворсом (летний, осенний вариант, используя оттенки зелёного цвета – светлого и тёмного.
Дети рисуют.
III часть (Заключительная)
Воспитатель: У нас с вами получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённым матушкой природой.
Как приятна берёзок гряда!
Бьёт зелёный прибой у дороги,
Им без устали моет вода,
Без того побелевшие ноги.
А. Прокофьев
Рефлексия: Молодцы, дети, прекрасные работы у вас получились. В какой нетрадиционной технике вы рисовали берёзы? Когда ваши работы высохнут, мы оформим выставку и пригласим всех прогуляться по берёзовой роще.