Ольга Козлова
НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема: Подводный мир (граттаж)
Цель: формирование у детей знаний о морских жителях планеты.
Задачи:
- обогащение знаний детей о подводном морском мире, его обитателях,
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы „Подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- формирование умений анализа и синтеза, размышления и умозаключения,
- расширение словарного запаса детей, развитие связной речи,
-воспитание эстетического отношения к подводному миру и его изображение в различных художественных техниках (граттаж);
-развитие воображения, фантазии, чувства композиции;
-развитие мелкой моторики рук.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о море, как водоеме и жизни морских обитателей, рассматривание репродукций морских пейзажей, иллюстраций, открыток на морскую тему, просмотр мультфильмов, познавательных фильмов «Море», «Морские обитатели», «Сокровища моря», «Дайвинг», просмотр мультимедийных презентаций. Слушание музыки «звуки моря». Рисование морских обитателей в разных техниках восковыми мелками и акварелью «Подводное царство», выполнение аппликации «Рыбки в аквариуме». Оформление выставки детских рисунков, изготовление макетов «сухой водоем».
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, магнитофон, выставка детских работ, «сухой аквариум», магнитная доска. На каждого ребенка готовый фон для граттажа, зубочистки, шариковые ручки, клеёнки, салфетки.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
А вы знаете, почему к нам пришли гости? Они узнали, что мы отправляемся в увлекательное подводное путешествие. И им очень захотелось отправиться вместе с нами. Мы опустимся в морские глубины, чтобы полюбоваться красотою подводного мира и познакомиться с его обитателями.
А приглашает нас в путешествие наш старый знакомый. ( Слайд:Незнайка)
-Как его зовут? (Незнайка).
Наш герой стал трудолюбивым и любознательным.
Незнайка очень любит путешествовать, он уже побывал в Солнечном городе, слетал на Луну. И ему очень захотелось побывать во владениях Золотой рыбки. Золотая рыбка предупредила, что обратно мы сможем вернуться, если на все вопросы, которые задаст нам Незнайка, мы дадим правильные и полные ответы. Сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно.
Звучит шум моря, крик чаек.
- Что за звуки вы слышите? (Ответы детей). Кто первый раз увидит безбрежное море, тот без сомнения будет поражен. А если доведется заглянуть в таинственный подводный мир, эти впечатления не забудешь никогда. Подводный мир восхищает, завораживает и удивляет. Многообразие подводной жизни привлекает внимание.
Послушайте стихотворение В. Орлова “Для чего морю наряды?”
В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
- Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
Чтобы люди были рады!
Итак, мы отправляемся к морю. ( Слайды: море)
-Какое бывает море? Она бывает спокойным, тихим, слегка волнующимся. А бывает бурным, шумным, грозным.
-А в его глубинах скрывается удивительный, загадочный, таинственный подводный мир. ( Слайд: подводный мир)
Вот мы и попали во владения Золотой рыбки. (Слайд)
-Вот и первый его обитатель.
1.( Слайд: осьминог) Незнайка увидел очень странное животное. Восемь ног, большая голова – Кто это, ребята? (Это - осьминог).
- Осьминог, осьминог,
Сколько ты имеешь ног?
Рассмеялся осьминог:
- У меня ведь восемь ног!
- Что сумеешь сделать ты
В случае большой беды?
- Я охотник очень смелый,
Защитить себя сумею:
Выпущу струю чернил –
А врага и след простыл!
- Ребята, ответьте Незнайке, для чего осьминогу такое большое количество ног?
(С помощью ног осьминог плавает и ловит добычу, на ногах у него есть присоски).
- Для чего осьминог выпускает чернильную струю? (Так он маскируется когда ему угрожает опасность, обманывает врагов, чтобы легче было уплыть.)
- Какой осьминог по размеру и форе? (Осьминог большой. Голова у осьминога круглая, есть восемь длинных ног.)
- Какого он цвета? ( Осьминог может быть разного цвета: серого, красного, зеленого. Когда он сердится или пугается, то меняет цвет).(Слайд.)
Спустился Незнайка поглубже и удивился. Что за чудо? Звезды кругом, как на небе. ( Слайд: со звездами)
На небе ночном сияла звезда,
И очень грустила она иногда.
Спросила у звездочки я осторожно:
- Могу ли помочь тебе, милая, можно?
- Ищу я сестрицу, что в море глубоком
Играет с медузами и осьминогом.
- Ты вниз посмотри! – ответила я.
- Сестрица из моря глядит на тебя!
Незнайка спрашивает:
- Чем похожи звезды, которые сияют в небе и звезды, которые живут в море? (Морские звезды и звезды в небе похожи по форме).
- Чем они различаются? (Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками, с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины).
Какого цвета морская звезда? (Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими. Яркий цвет – сигнал опасности: так она говорит своим врагам не подходи).
-А это что за разноцветные зонтики вокруг? - Спрашивает Незнайка. (Слайд с медузами). Ответы детей.
Прозрачно голубые
Зонтики плывут,
Покачиваясь мягко,
Свой хоровод ведут!
То опускаясь низко,
То поднимаясь вверх,
Они блестят на солнце
И радуют нас всех!
Вы будьте осторожны:
Касаться их нельзя –
Ужалить зонтик может,
Как злющая оса!
- На что медузы могут быть похожи?
-Какой они формы? ( Медузы похожи на раскрытые зонтики: они могут напоминать по форме колокольчики, фонарики, блюдца, шляпы).
- Почему до медуз не следует дотрагиваться? (Медузы бывают ядовитыми. Они могут обжечь).
- Какого цвета медузы? (Медузы бывают прозрачные, голубые, розовые, красные, лиловые).
- Ой, Незнайка на кого-то чуть не наступил! Кто это прячется на морском дне? (Это рыба камбала)
(Слайд Камбала 1.)
На песчаном дне жила
Чудо-рыба камбала.
Рака в гости пригласила,
И богатый стол накрала.
Рак к хозяйке в дом пришел,
Но ее там не нашел!
Очень жаль, что камбала
Незаметная была!
(Слайд Камбала 2.)
- Почему рак не нашел камбалу, когда пришел к ней? (Камбала была такого же цвета, как ее дом, рак ее просто не увидел. Камбала окрашена в такой же цвет, как и песок).
-Почему камбала такого же цвета, как песок? (Такой цвет помогает камбале легко прятаться от врагов; так она защищается; ляжет на дно – и ее не видно)
-Какая камбала по форме? (Камбала плоская, приплюснутая, вытянутая с двух сторон, напоминает блин).
-Вот сверкнули плавники
Это рыбьи косяки-
Иваси, треска, селёдка,
Ёж на дне лежит, как щётка (слайд с изображением ежей)
Ярко-синие иголки
У него тверды и колки.
-А вот и ещё один обитатель подводного царства. Кто это?
Толстый краб ползёт, спешит,
Рыб пугает и смешит.
(слайд краб)
В раковинах мидии,
Словно их обидели:
Чуть открыли створки,
Узенькие щёлки.
(слайд мидии)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг …
(Морской конёк)
Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк.
Хочет сесть в воде конёк, но не получается:
Всё в воде качается
(слайд морской конёк)
Проплывает мимо скат-
Электрический разряд.
Каждой рыбке с детства ясно:
Встреча с ним всегда опасна!
(слайд –скат)
У кальмара десять ног,
Но кальмар не осминог.
Он сидит среди актиний.
Фиолетовых и синих
(слайды с изображением кальмара, актиний)
В мяч играет, веселится
И в воде всегда резвится.
Плавает он, и ныряет,
И людей всегда спасает.
(Дельфин)
(Демонстрируются слайды).
- Правильно. Это дельфин. А что вы знаете про дельфинов?
Дельфины - это морское млекопитающее животное. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
- Каких еще обитателей моря вы знаете? (дельфин, акула, рыба-клоун, рыба-пила, рыба-меч, касатки, креветки и т. д.) (слайды)
У вас на столах лежат фоны для наших работ.
-В какой технике мы сегодня будем работать? (гратаж)
-Что такое граттаж? (процарапывание)
Море прекрасное, море огромное, море живое. Сейчас мы будем оживлять наши картины. (Далее идет работа по изображению морских обитателей).
Подумайте, кто кого хочет изобразить. (По выбору дети изображают веселых рыбок, морского конька, осьминога, краба, морскую звезду и т. д.)
Итог занятия:
1. Понравилось вам путешествие?
2. Что понравилось больше всего?
3. С какими животными познакомился Незнайка?
4. В какой технике мы сегодня с вами работали?
5. Что нам понадобилось для работы?
6. Чем еще мы занимались?
Давайте на память о нашем путешествии рисунки подарим нашим гостям.
До свидания!