Тамаева Ирина
НОД «Пищевые цепи в лесу» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод
«Пищевые цепи в лесу»
для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, здоровье
Цели и задачи:
-формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга
Публикация «НОД „Пищевые цепи в лесу“ для детей старшей группы» размещена в разделах
-дать представление о лесе как сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга
-развивать интерес к жизни леса
-развивать связную речь детей, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, формировать умение составлять простейший прогноз (что случится, если)
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме занятия, слушание рассказов «Цепочки в лесу» и «Невидимые нити» из книги «Экология в картинках» В. Танасийчука
Материалы
Схема на доске «Многоэтажный дом», карточки с изображением растений и животных – обитателей леса, магнитные стрелки для демонстрации пищевых цепей, столы, стулья, магнитная доска
Ход деятельности
1. Включение в деятельность
Ребята, к нам в гости пришел дед Всевед. Он приглашает нас на прогулку. Отгадайте его загадку и узнаете, куда мы отправляемся
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Да, ребята, мы идем в лес. А это что за чудо- посреди лесной поляны дом огромный, многоэтажный.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Дед Всевед хочет вам рассказать о том, почему ученые сравнивают лес с многоэтажным домом.
2. Открытие нового знания
Рассказ воспитателя о ярусах леса сопровождается выставлением на магнитной доске карточек с изображением растений и животных – «жильцов» каждого из ярусов (этажей)
- Как вы думаете, жильцы нашего дома живут обособленно каждый на своем этаже или встречаются? Лес – сообщество растений и животных, которые связаны между собой, как звенья цепи
Далее следует рассказ воспитателя о пищевых цепях
3. Физминутка
Добрый лес, старый лес, полный сказок и чудес,
Мы пойдем гулять сейчас и зовем с собою вас.
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке и кузнечик на травинке.
Мышка, мышка- серое пальтишко,
Мышка тихо идет, в норку зернышко несет.
А за мышкой шел медведь, да как начал он реветь:
Ууу,ууу, я вразвалочку иду.
А веселые зайчата – длинноухие ребята
Прыг-скок, прыг-скок через поле да в лесок.
По тропинкам мы гуляли, по полянке поскакали,
Отдохнули, посмеялись, снова в группе оказались.
4. Включение нового знания в систему знаний
А сейчас дед Всевед предлагает вам пройти к столам и составить цепи питания. Давайте вспомним правила их составления : 1 звено- растения; 2- те, кто питается растениями; 3- мелкие хищники; 4- крупные хищники.
На столах разложены картинки и стрелки, разбейтесь на команды и составьте цепи питания. (самостоятельная работа в группах)
А теперь проверьте, правильно ли я составила цепь питания на доске. (дети комментируют работу воспитателя, находят ошибки и аргументируют свой ответ)
Ребята, дед Всевед подготовил для вас еще один вопрос: можно ли обойтись без какого – либо звена пищевой цепи? Давайте подумаем, что произойдет, если исчезнут растения? Насекомые? Птицы? Хищники? (Дети моделируют различные ситуации и их последствия, воспитатель подводит их к формулировке вывода: «В лесу все нужны, лишних звеньев цепи не бывает»)
5. Итог нод
Ребята, дед Всевед очень рад, что наша прогулка в лес подарила вам новые знания. Что вам понравилось? Что было новым для вас? Какой важный закон природы мы сегодня открыли для себя? (Все растения нужны, все животные важны)
До свиданья, старый лес, полный сказок и чудес.
Подружились мы с тобой, нам пора теперь домой!