Наташа Краснова
НОД «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Осенний лес».
Цель. Уточнить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире.
Задачи.
Обучающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; систематизировать знания о том, как животные готовятся к зиме; закрепить знания о знакомых грибах; активизировать в речи прилагательные; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными; составлять рассказ – описание по иллюстрации совместно с воспитателем и самостоятельно.
Публикация «НОД „Осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Воспитывающие: воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; создавать эмоциональное настроение.
Развивающие: развивать диалогическую речь; развивать воображение и творческую активность; развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире; формировать познавательные действия; развивать зрительное восприятие, внимание, память; развивать длительный плавный выдох.
Словарная работа. Обогащать и систематизировать знания детей по теме «Осень».
Предварительная работа. Беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, слушание осенних мелодий.
Материалы. Слайд программа, конверт с письмом, осенние листья.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети заходят в зал и встают полукругом.
Воспитатель. – Ребята, к нам пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Кто-то бросил нам в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо?
Как вы думаете, ребята, от кого пришло письмо. ( Ответы детей: воробья, мышки)
- Нет, ребята. Нам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать.
У домов помоет крыши,
Отведёт в берлогу мишку,
В полях работы завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
— Кто ты? — И услышим: «…» ( Ответы детей: осень)
Воспитатель: - Вы правильно догадались, что загадка про осень. И письмо пришло от осени. Давайте, посмотрим, что в этом письме.
- Ой, ребята, здесь лежит листочек, а на нем написано: «Отгадайте загадку».
Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
- Что это? ( Ответы детей: листики).
Воспитатель. – Правильно, листья!
Посмотрите, какие красивые разноцветные листики прислала нам осень. Ребята, а где мы можем увидеть такие красивые листья? ( Ответы детей: в лесу, в парке).
Воспитатель. – Осень приглашает нас в лес погулять. Возьмите все по красивому осеннему листочку.
- В лесу сейчас холодно или тепло? ( Ответы детей: холодно)
- Правильно, в лесу холодно, дует ветер. Давайте мы подуем на наши листочки, также как ветерок. (Дети кладут листочки на ладошку и сдувают его)
Дыхательная гимнастика
Нужно глубоко вдохнуть, чтобы на листочек нам подуть.
- Сделайте свободный вдох и задержите дыхание; губы сложите трубочкой, и подуйте на листочек.
- Посмотрите, как полетели наши листочки. Как называется это явление в природе? ( Ответы детей: листопад)
- Как вы думаете, что нужно надеть, чтобы отправиться на прогулку в лес?
( Ответы детей: шапку, пальто, сапожки).
- Тогда давайте будем собираться и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.
Тактильная игра – массаж «Собираемся на прогулку». (С помощью имитации надеваем штаны, носки, кофты, сапоги, шапки, куртки, варежки).
- Что, готовы?
- Тогда отправляемся!
(Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения).
Мы по камушкам идем.
По мосточку, мы бредем,
Мы шагали, мы шагали и ни сколько не устали.
Дальше рядышком пойдем,
Дружно мы в лесок придем.
2. Основная часть.
Воспитатель. – Вот мы и пришли в лес. Ребята, садитесь на пенечки (стулья). Посмотрите вокруг, мы с вами попали в осенний лес.
- У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра: «Да или нет, дайте правильный ответ».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
- Молодцы, как много примет вы знаете.
- А теперь, расскажите про осеннюю погоду.
1. Когда идет дождь, погода какая? – дождливая.
2. Когда дует ветер, погода какая? – ветреная.
3. Когда холодно, погода какая? – холодная.
4. Когда пасмурно, погода какая? – пасмурная.
5. Когда сыро, погода какая? – сырая.
6. Когда хмуро, погода какая? – хмурая.
7. Когда ясно, погода какая? – ясная.
- Вы правильно говорите о погоде осенью.
- Ребята, давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете. Первый месяц осени как называется? В этот месяц люди собирают урожай, дети идут в школу и детский сад после летнего отдыха. ( Ответы детей: сентябрь). Как называется второй месяц осени? В этот месяц листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. ( Ответы детей: октябрь). Как называется третий месяц осени? Это последний месяц осени, деревья стоят голые, кругом лежит снег, на улице холодно. ( Ответы детей: ноябрь).
- Молодцы ребята, вы правильно назвали осенние месяцы.
- Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? ( Ответы детей: грибы, ягоды).
- Ребята, а какие грибы бывают? ( Ответы детей: съедобные, несъедобные).
- Какие съедобные грибы вы знаете? ( Ответы детей: лисички, белый гриб)
- Какие грибы нельзя есть? ( Ответы детей: поганки, мухомор)
- А можно топтать мухомор? ( Ответы детей: нельзя, им лечатся звери)
- Правильно, мухомор топтать нельзя, им можно только любоваться. Это красивый гриб. Лесные звери, когда болеют, лечатся им.
- Ребята, давайте мы с вами посмотрим вокруг, вдруг кого-нибудь, увидим.
- Ой, смотрите:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Ребята, кто это? ( Ответы детей: белка)
- Правильно, это белка. А где живет белка? ( Ответы детей: в дупле)
- Давайте, мы вспомним, как белка готовится к зиме. Что происходит с шерстью белки, осенью? (Ответы детей).
Воспитатель опрашивает детей, задает наводящие вопросы.
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
- Ребята, делает ли белка запасы на зиму? (Ответы детей).
- А, что запасает белка? ( Ответы детей: орехи, грибы)
- Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
- Смотрите, а кто там сидит на полянке:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
- Кто это? ( Ответы детей: заяц)
- Правильно, это заяц. Вы знаете, а ведь заяц тоже осенью готовится к зиме.
- А как он готовиться, нам расскажет…. Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили волк и лиса.
- Ребята, осенью заяц делает запасы, как белка? (Нет, потому что зимой он грызет кору деревьев).
- Ребята, давайте поиграем вместе с зайцем.
Физкультурная минутка.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка – прыг – и убежал!
- Пока мы с вами играли, к нам кто-то тихонько подкрался.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
Это рыжая … ( Ответы детей: лиса)
- Посмотрите, кто-то там еще показался.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого – то ищет.
Он из кустов зубами щелк, кто скажите это… ( Ответы детей: волк)
- Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме.
- Кто мне расскажет, как они готовятся к зиме? (Дети отвечают).
Они линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они – сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
- Ребята, а что за треск раздается?
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны ( Ответы детей: медведь)
- Правильно ребята, это медведь.
- А какой медведь? ( Ответы детей: он большой и красивый.)
- Как медведь готовится к зиме? (Ответы детей).
Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
- Где же медведь спит зимой? ( Ответы детей: в берлоге)
- Правильно, он спит в своей берлоге, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы ему было тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
- Ребята, скажите, а кто из лесных жителей еще впадает зимой в спячку? ( Ответы детей: еж)
- Правильно, еж. Он так же, как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку. Так как зимой ежу есть нечего.
- Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу.
- Ребята сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу, вспомнили, как животные готовятся к зиме, отгадали осенние загадки. Красиво в лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте, скажем Осени : «Спасибо» - за интересную прогулку.
(Дети с воспитателем выполняют движения, рассказывая стихотворение) :
Мы по камушкам идем.
По мосточку, мы бредем,
Мы шагали, мы шагали и ни сколько не устали.
Дальше рядышком пойдем,
В детский садик мы придем.
- Ребята вот мы и вернулись в детский сад, что надо сделать, придя с прогулки? Правильно, снять верхнюю одежду. Давайте снимем сапоги, курточки, шапки. Тактильная игра – массаж «Собираемся на прогулку». (С помощью имитации снимаем штаны, носки, кофты, сапоги, шапки, куртки, варежки).
3. Подведение итогов занятия
- Ребята, где мы с вами сегодня были? (Ответы детей)
- Кто нас в лес пригласил? Какой это был лес? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось в осеннем лесу? (Ответы детей)
- Каких зверей мы встретили?
- Молодцы, все запомнили. А теперь мы с вами попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Дети прощаются и уходят в группу.