Наталья Состина
НОД по ОО «Познание» в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Традиции и быт кубанского казачества»
Программные задачи:
образовательная:
- познакомить детей с культурой и бытом кубанского казачества;
- познакомить с флагом Краснодарского края;
- учить понимать содержание пословиц;
Публикация «НОД по ОО „Познание“ в подготовительной группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- обогащать словарный запас существительными, обозначающими предметы казачьего быта (глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, подкова, половик, чугун,ухват)
- учить составлять слова из предложенных букв, развивать фонематический слух.
развивающая:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать коммуникативные качества детей;
воспитательная:
- воспитывать любовь к малой Родине
Оборудование: флаг Кубани, макет казачьего подворья, предметы казачьего быта глэчик, макитра, рубель, рушник, самовар, кружевные салфетки, рушник, вышивка, подкова, половик, семена зерновых культур, пирог, детские казачьи костюмы,магнитофон.
Предварительная работа:
- экскурсия в краеведческий музей;
- чтение стихов и рассказов из учебника по кубановедению Е. Н. Еременко, М. Н. Зыгина, Г. В. Шевченко.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети! Нам с вами посчастливилось жить в самом живописном уголке России. Широкие степи, золотые пшеничные поля, щедрые леса, теплые, ласковые моря, величавые горы – все это родная Кубань.
Посмотрите вокруг –
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена … (В. Подкопаев)
Воспитатель показывает детям флаг Кубани.
Воспитатель:
Три цвета на флаге Кубани,
Что могут означать они?
Синий - цвет неба, рек и морей,
Розовый - цвет лугов и фруктовых садов,
А зеленый – цвет полей мирной Родины моей.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое Кубани, чтобы узнать, как жили, трудились и отдыхали наши предки.
Воспитатель подводит детей к макету казачьего подворья.
Воспитатель: Ребята как раньше на Кубане назывались дома? (ответы детей)
Из каких материалов казаки строили хаты? (камыш, солома, глина, дерево)
На строительство хаты собирались все родственники и соседи. Женщины и дети месили ногами глину с соломой. Мужчины из полученной смеси делали кирпичи, которые сушили на солнце, а затем из них выкладывали стены. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Строили казаки свои хаты вдоль реки. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Дети вы хотите узнать, как живет старинная казачья семья?
Воспитатель проводит детей в комнату, оборудованную под старинную казачью хату
Воспитатель: Убранство казачьих домов со временем изменилось, но неизменным остается гостеприимство и хлебосольство кубанцев.
Детей встречают мальчик и девочка в казачьих костюмах
Казачка: Проходите, гости дорогие, пожалуйста!
Веселья вам да радости!
Казак: Давно вас ждем - поджидаем.
У нас для каждого найдется и местечко,
И доброе словечко.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем же он занимается?
Казак: Добываю пищу для семьи, работаю в поле, ремонтирую постройки, защищаю границу от врагов.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете пословицу: «Казак без коня, что солдат без ружья» (ответы детей) Верно. Казаки на конях ходили в военные походы, охраняли границы. «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой» - Кони были первыми помощниками в хозяйстве, пахали поле, перевозили грузы.
Проводится физминутка:
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой.
На коня я вскачу
Не поеду, полечу.
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: А какие еще пословицы вы знаете о казаках?
Дети:
- Казак в беде не плачет.
- Терпи казак - атаманом будешь.
- Казаку честь – Родину беречь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. А как называют жену казака? (Казачка) Расскажи нам, казачка, как ты ведешь домашнее хозяйство?
Казачка: Я хожу по воду к колодцу, стираю и глажу белье, готовлю еду, пеку хлеб для своей семьи.
Воспитатель: Какие блюда казачка готовит для своей семьи вы узнаете, если поставите все буквы в правильном порядке.
Проводится игра «Собери слово» (ЩОБР – борщ, РОПИГ – пирог, НИРЕВАКИ – вареники, ШАКА - каша)
Воспитатель: А в какой посуде ты готовишь еду?
Казачка: В чугуне я готовлю кашу, в нем она вкусная и рассыпчатая (дети рассматривают чугун)
Воспитатель: А в чем ты хранишь молоко?
Казачка: В глиняном кувшине, он называется глэчик. (дети рассматривают глэчик)
Воспитатель: Как называется посуда, в которой ты замешиваешь тесто?
Казачка: Тесто я замешиваю в макитре (дети рассматривают макитру)
Воспитатель: Кубанские казачки очень домовитые, аккуратные, бережливые. Каждый предмет в хате имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Казачки в свободное время вышивали рушники,вязали салфетки, ткали половики.
Воспитатель показывает детям вышитый рушник, блузку, наволочку, вязанные салфетки, тканные половики.
Воспитатель: Ребята, а сейчас казачка нам покажет, как в старину гладили одежду, белье.
Казачка наматывает ткань на рубель и показывает способ выглаживания белья.
Воспитатель: С особой любовью мастерицы вышивали рушники для «красного угла», где располагалась «божница» (иконы).
Воспитатель обращает внимание детей на «красный угол» в хате.
Воспитатель: Казаки замечательные труженики – среди них были гончары, кузнецы, земледельцы, ткачи.
Дети рассматривают иллюстрации к профессиям, воспитатель коментирует их.
Проводится словесная игра «Подскажи словечко».
Воспитатель: Гончар делает из глины … (ответы детей)
Кузнец делает из металла … (ответы детей)
Ткачи делают из ниток … (ответы детей)
Земледельцы выращивают в поле … (ответы детей)
Казаки сами выращивали зерновые культуры. С ранней весны казачата выходили работать в поле с родителями и мы с вами займемся посадкой огорода.
Проводится игра «Посади огород» (дети берут семена зерновых культур из стаканчиков, раскладывают их рядами на картонных листах)
Воспитатель: Любили казаки после трудового дня отдохнуть и спеть задорную казачью песню. Давайте и мы с вами споем песню «Кубанская станица» (автор Л. И. Заводнова)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы сегодня познакомились с бытом и традициями кубанских казаков, узнали много пословиц. Гостеприимные хозяева сейчас угостят вас пирогами, недаром говорится «Ай как на Кубани красны столы пирогами»
Казак и казачка угощают детей пирогами.