Новикова Людмила Валериевна
НОД «Ниточная кукла Веснянка своими руками» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД комбинированного вида по развитию речи, познавательному развитию, физическому развитию, нравственно-патриотической направленности для детей старшей логопедической группы №3
ГБДОУ д/сад №70 Кировского района Санкт - Петербурга
Тема: «Ниточная кукла Веснянка своими руками»
Март, 2022 год
Воспитатели: Новикова Людмила Валериевна
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры
Публикация «НОД „Ниточная кукла Веснянка своими руками“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Веснянка
- Куклы из ниток и пряжи
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Нитки. Конструирование из ниток
- Нитки. Поделки, рисование
- Старшая группа
- Темочки
Научить детей делать ниточную куклу,с помощью взрослых, опираясь на схемы.
Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры
- познакомить с различными народными куклами
(кукла – «Бессонница», кукла – «Колокольчик», кукла – «Масленица»,
кукла – «Лихоманка», кукла – «Рождественский Ангел», кукла «Веснянка»)
- закрепить знание народных пословиц и поговорок
2. Вызвать интерес к русской истории, культуре
3. Закрепить умение двигаться под русские народные мелодии в хороводе
4. Закрепить знания детей о материалах, из которых делали игрушки
в старинной русской деревне, из которых делают игрушки сейчас
5. Пользоваться «Зашифрованными знаками» и «Схемами»
6. Продолжать работу по формированию связной речи детей
- выразительное чтение стихов-закличек
- ответы на вопросы полным предложением
- способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей
прилагательными - деревянные, глиняные, соломенные, тряпичные,
лоскутные, ниточные и
металлические, резиновые, пластмассовые, фарфоровые,
- образование прилагательных (от существительных)
деревянные, глиняные,соломенные, тряпичные, лоскутные, ниточные и
металлические, резиновые, фарфоровые, пластмассовые
7. Развивать мелкую моторику рук в процессе изготовления ниточной куклы.
8. умение читать схему и действовать в соответствии с ней
9. Развивать у детей чувство благодарности к взрослым за оказанную помощь
10. Постараться создать у детей хорошее настроение
11. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе
знакомства с русской народной культурой и старинными традициями
населения России
Материал: цветные нитки, цветные лоскутки, ножницы, схемы изготовления ниточной куклы – Веснянки, схемы поговорок, куклы, изготовленные из разных материалов, веночек для девочки – весны, бейджики с номерами для каждого ребёнка, номера для обозначения рабочих мест
Пословицы и поговорки:
- Глаза боятся, а руки делают.
- За всякое дело берись умело.
Хоровод: «Весенний хоровод» (Ой, бежит ручьём вода)
Подвижная игра :«Море волнуется раз…Народная кукла на месте замри»
Речь с движением: «Ох,ты, Вёснушка – Весна! Где ты, милая, была?»
Схемы:«Поговорки», «Изготовление народной ниточной куклы»
Ход совместной деятельности:
(Дети змейкой входят в зал под русскую народную музыку и встают полукругом).
Воспитатель: У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.
(Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: В какой стране мы с вами живём?
Дети: Мы живём в России
Воспитатель: В России с давних времён много внимания уделяли детям.
В старину, не имея возможностей купить детям игрушки, их делали своими руками из доступных материалов. В большом количестве делали кукол.
В старину для этого использовали такие материалы:
(воспитатель показывает, а дети называют) – солома, дерево, глина, ткань (лоскутки, тряпочки, нитки.
Подойдите к столам и выберете понравившуюся вам куклу.
Сначала девочки, затем мальчики.
(Дети выбирают понравившуюся куклу, изготовленную из соломы, глины, дерева, ткани: лоскутков, тряпочек, ниток)
Воспитатель: Какая кукла тебе понравилась? Из чего она сделана?
Постарайтесь отвечать полным предложением. (Даёт образец ответа)
Дети по очереди: Мне понравилась соломенная кукла. Она сделана из соломы. И так далее.
Воспитатель: С давних времён прошло много времени, развивалась наука, появились новые материалы – резина, металл, фарфор, пластмасса
Стали изготавливать кукол, игрушки из этих материалов
Подойдите к другим столам и выберете понравившуюся куклу
Какая кукла тебе понравилась? Из чего она сделана?
Постарайтесь отвечать полным предложением. (Даёт образец ответа)
Дети дают ответы по очереди.
Мы познакомились с многими материалами из которых делали кукол в старину и делают сейчас.
Воспитатель:Сейчас я приглашаю вас пройти в кинозал. Занимайте места, соответствующие номеру вашего бейджика.
(Дети садятся на свои стульчики перед телевизором, в соответствии с номером бейджика)
Воспитатель: В старину на Руси изготавливали разные куклы для детей. Куклы – игрушки и куклы – обереги. Которые должны оберегать детей, помогать им в жизни.
(Демонстрация слайдов о народных куколках с комментариями воспитателя. Воспитатель рассказывает о различных тряпичных куколках, которые делали в старину, заканчивая показ ниточной куколкой «Веснянкой»)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Море волнуется раз»
(Дети играют в игру)
«Море волнуется раз – поворот вокруг себя,
Море волнуется два – поворот вокруг себя,
Море волнуется три –
Старинная кукла на месте замри!»
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: К нам Весну в гости позовём. Вставай те в хоровод.
Дети: Ты приди, Весна – Веснянка! Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом
Мы пройдёмся хороводом!
(Девочка – Весна в веночке выходит в середину круга)
Закличка: Весна, весна красная! Приди, Весна, с радостью,
С солнцем тёплым и с ручьями,
С птицами и с почками,
С травкой и с цветочками!
(показывают руками «солнце», «ручьи», «птиц», «почки», «травку», «цветочки»)
Дети: Ой, ты, Вёснушка – Весна, где ты, милая, была?
Весна : В лесу зимовала, огород городила,
Краски разводила, зарю величала,
Солнышко встречала.
Дети: Весна, повернись! В хоровод становись.
Хоровод: «Ой, бежит ручьём вода, нету снега, нету льда»
Воспитатель: 22 марта на Руси отмечали старинный славянский праздник «День Жаворонка». Считалось, что в этот день начинают возвращаться на родину первые перелётные птицы. В каждой избе пекли пирожки- «жаворонки», выносили их на улицу, угощали соседей, Весну и птичек перелётных зазывали.
Закличка: Жаворонок, лебедь, гусь! Лети на Русь!
Закличка: Птички, летите! Весну красну несите!
Воспитатель: Мы сейчас представим, что оказались вместе с нашими гостями в старинной русской деревне. Надо Весну зазывать. Пирожки – «жаворонки» у нас есть, а куколки – «Веснянки», сделанной из ниток, нет.
Дети: Будем делать ниточную куклу.
Воспитатель: Занимайте свои места рядом со взрослыми.
Ваши места обозначены цифрами с бейджика и фотографиями)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать куклу – «Веснянку» из ниток.
Посмотрите на схемы на столах: Эта кукла добрых вестей, она Весну зазывает, дарит всем хорошее настроение.
(показывает сделанную куклу – образец)
Воспитатель: Материал для куколки подготовлен для вас на столиках.
Это разноцветные нитки и небольшие лоскутки ткани.
Ещё лежат ножницы, чтобы нитки отрезать.
Чтобы куколка наша получилась, вам нужны (показывает руки)
Дети: Руки!
Воспитатель: Да, ваши руки, умение и старание.
А как делать куклу – «Веснянку» вам расскажут схемы, которые лежат у вас на столах
Есть такая поговорка:
«За всякое дело берись умело»
(произносит воспитатель вместе с детьми)
Наши гости сегодня будут помогать вам в изготовлении ваших кукол.
Воспитатель: Приступаем к работе. Многое надо сделать.
Но мы знаем поговорку:
«Глаза боятся, а руки делают»
(произносит воспитатель вместе с детьми.)
Показывает на схеме первый этап изготовления куклы.
Воспитатель хвалит детей, дает рекомендации, при необходимости помогает. Поочерёдно показывает схемы всех этапов работы по изготовлению куклы, комментирует эти схемы.
В самом конце, когда почти все дети сделали куклу, показывает готовую «Веснянку».
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались в старинной русской деревне?
Дети: Мы делали ниточную куклу – «Веснянку»
Воспитатель: Молодцы! Вы постарались! Кто помог вам в изготовлении куколки –веснянки?
Дети: Взрослые.
Воспитатель:Давайте поблагодарим их за помощь, по - русски.
Дети:Спасибо! (С поясным поклоном)
Воспитатель: Всё, что мы задумали сегодня, получилось.
Я искренне благодарю за сотрудничество всех больших и маленьких творцов.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Приглашаю всех на чаепитие с пирожками - жаворонками
(Звучит русская народная музыка. Дети уходят в группу)