Куркова Татьяна Ивановна
НОД «Настроим гусли на старинный лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель учебного занятия: воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской национальной культуре
Задачи: Обучающие:
• углублять знания детей о традициях русского народа
• закрепить знания детей о былинных героях
• совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
• совершенствовать умения детей сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение
• активизировать словарь детей
• учить чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ
Публикация «НОД „Настроим гусли на старинный лад“» размещена в разделах
• закреплять умение петь а капелла
• закреплять умения детей точно выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом и ритмом музыки
Развивающие:
• развивать патриотические чувства, закреплять знаний детей о героическом прошлом русского народа
• развивать полихудожественное восприятие через установление синтеза выразительных средств фольклора, живописи и музыки, видении художественного образа, его настроение
• развивать любознательность, наблюдательность, память
• развивать интонационную выразительность речи и точную вокальную интонацию
• развивать танцевально-игровое творчество
Воспитательные:
• воспитывать любовь к Родине на примере подвигов русских богатырей, желание стать достойными защитниками Родины
• обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе
• воспитывать культуру общения со сверстниками в процессе совместных действий
Форма учебного занятия: практическое занятие.
Фома организации работы: групповая, фронтальная.
Образовательные технологии.
Материально-техническое оснащение занятия (Презентация, видеопроектор, ткань для батика на каждого ребенка, народные костюмы, музыкальный центр).
Ход занятия.
Педагог:
Проходите, красны девицы и добры молодцы! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!Давайте всех поприветствуем!
Дети:(поют) Девицы красные, здравствуйте! Молодцы добрые здравствуйте! Гости желанные здравствуйте!
Педагог: Собрались мы на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских, о традициях нашего народа.
(Дети садятся)
Педагог: Знаете ли вы, что такое былина?
Дети: Былина- это быль, рассказ о том, что было давным-давно;былины заучивались наизусть и передавались от деда к отцу,от отца к сыну.
Слайд 2-4
Педагог: Скажите, как называлась наша Родина в древности?
Дети: Русь.
Педагог: Как вы думаете, кто были главные защитники на Руси?
Дети: Богатыри.
Педагог: Давайте вспомним богатырей и их подвиги.
Слайд 5-7
Викторина «Богатыри»
Педагог: Назовите имя богатыря и чем он вам запомнился.
Дети называют имя богатыря, и чем он запомнился.
Педагог: Образы русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний. Именно они вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью. Подвиги русских богатырей отображены не только в былинах, но и в творчестве художников.
Слайд 8-9
Педагог: Как называется эта картина? (Богатыри) Кто написал её? (В. М. Васнецов)
Давайте рассмотрим эту картину.
На переднем плане картины художник изобразил богатырей на конях, очень крупно. За их спинами раскинулись необъятные дали русской земли. В картине преобладают суровые, неброские краски, сумрачная облачность, свинцовые облака. Расскажите про богатырей, как их изобразил художник?
Слайд 10
Дети: В центре картины- Илья Муромец. Он смотрит вдаль.
Педагог: Как одет богатырь?
Дети: Кольчуга и шлем.
Педагог:Для чего богатырям нужна кольчуга и шлем?
Дети: Для того, чтобы защищаться от ударов.
Педагог: В центре самый старший богатырь – Илья Муромец. Поднял руку Илья Муромец, напряженно смотрит вдаль, не видно ли врага, не пора ли воевать собираться. Конь у Илья Муромца – черный, гордо склонил голову, выгнул шею и косит своим большим глазом туда, откуда слышен топот.
Слайд 11
Дети составляют свой рассказ
Педагог: Слева– Добрыня Никитич, лицо у него строгое, решительное. На богатыре кольчуга да шлем защитный. В одной руке у Добрыни Никитича тяжелый меч, в другой – щит. Готов воин к битве с врагом, никого не пустит на родную землю. Конь у Добрыни Никитича - белый. настороженно поднял голову, у него раздуты ноздри, подняты уши и сурово глядят глаза. Он готов к битве.
Педагог: Как художник изобразил Алешу Поповича?
Слайд 12
Дети: В руках у Алеши Поповича лук со стрелами.
Педагог: Справа- Алеша Попович, самый молодой среди богатырей. Ловко сидит он на коне, лук наготове держит. На юном богатыре тоже кольчуга и шлем. Лицо у Алеши спокойное, с мечтательным взглядом. Если приглядеться, можно увидеть, что прихватил он с собой гусли, потому что любит песни петь, мечтать и на гуслях играть. Конь у Алеши рыжий, смирный, он наклонил голову к земле.
Педагог: Вы рассмотрели богатырей, которых изобразил художник на картине, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение композитора Александра Порфирьевич Бородина «Богатырская симфония». Ощутите то настроение, которое вызывает это музыкальное произведение.
Слайд 13
Звучит симфония №2 «Богатырская» А. П. Бородина
Педагог: Какое настроение выражено в этой музыке?
Что вы слышите в этой музыке?
Дети: Мощь, силу, твердость, уверенность.
Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра создают этот музыкальный образ?
Дети: Трубы, контрабас, волторна.
Педагог: Все ли время музыка звучит одинаково или ее характер меняется?
Слайд 14
Педагог: В музыке композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли. Картина «Три богатыря» и «Богатырская» симфония – это совершенно разные произведения музыки и живописи. Но насколько они близки. Композитор и художник выразили одно и то же, но разными средствами, композитор – звуками, художник – красками. В обоих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу.
Педагог: О смелости и отваге богатырской мы узнаем и из пословиц, поговорок. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей)
Возьму гусли звонкие, да настрою гусли на старинный лад.
Так начинались былины. А кто их рассказывал?
Дети: Сказители.
Педагог: Давайте вспомним как это было….
Дети проходят на сцену
Сказительница:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли из села да Карачарова
Выезжает добрый молодец,
Славный богатырь- Илья Муромец.
Вот поехал Илья во чисто поле
А на встречу ему молодой богатырь
Добрыня Никитич скачет.
Илья Муромец:
Здравствуй - ка, добрый молодец!
Ты скажи - ка про свою Родину, да про отчину!
Добрыня:
А как скажет тебе про то моя палица тяжелая,
Как отсеку тебе да буйну голову!
Сказительница:
Соскочили они да с добрых коней,
Схватилися во схваточкуборотися:
Двое суток боролися, а на третьи сутки
Запросил Добрыня:
Добрыня:
Не моги меня казнить- моги миловать.
Назовемся- кА мы братьями крестовыми,
Будем ездить по чистому полю,
Биться с врагами басурманскими,
Да охранять нашу Русь- Матушку!
Сказительница:
Много времени прошло или мало- про то не ведомо…
А только родился на Руси еще один богатырь-
Алеша Попович.
Рос он не по дням, а по часам.
В ту пору повадился на Русь
Тугарин- царь похаживать:
Земли Русские жечь, девушек в плен уводить.
А Алеша Попович горяч был,
Закричал он громким голосом!
Алеша Попович:
Уж ты, гой еси, дружина храбрая!
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Напустим мы на рать- силу несметную,
Освободим от напасти Русь-Матушку!
Сказительница:
Услыхал о том Илья Муромец.
Во славный град с Добрынею приехали.
На большом пиру побраталися
Богатыри между собой:
Старшим назвали Илью Муромца,
Средним- Добрыню Никитича,
Младшим- Алешу Поповича.
Богатыри:
Теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,
Станем землю русскую от недругов оборонять!
Педагог:
Над Русью- матушкой взошло ясно солнышко-
Всем добрым людям на радость и веселье.
А уж веселиться на Руси всегда умели.
Слайд 15-16
Исполняется русская народная песня «На горе»
Хороводная игра «По загороду гуляет»
Хороводная пляска «Карусель»
Творческая работа "Богатырская кольчуга"
Педагог: Ладно и складно прошла наша беседушка.
О чем она была?
Ответы детей.
Педагог:
Рассказали мы про дела старые.
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добры молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!