Марина
НОД «Наблюдения за снегирями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- продолжать формировать у детей представления о зимующих птицах;
- воспитывать познавательный интерес к зимующим птицам, наблюдать за их поведением;
- расширять представления детей о роли человека в жизни зимующих птиц;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- познакомить детей с правилами кормления зимующих птиц;
- познакомить детей с народными приметами, связанными с поведением птиц;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Непосредственные наблюдения с детьми.
Публикация «НОД „Наблюдения за снегирями“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед
- Снегирь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Чаще всего наблюдать с детьми за птицами приходится из окна группы, так как птицы очень пугливы и даже при малой опасности сразу же улетают.
Перед наблюдениями провели с детьми предварительную работу: беседы о зимующих птицах, заучивание стихов о птицах, разгадывание загадок, познакомили детей с художественными произведениями о птицах, художественное творчество детей на занятиях.
И вот в конце ноября, холодным пасмурным днём мы с детьми за окном группы заметили стайку снегирей. Они сидели на ветках ясеня и угощались семенами с дерева.
Загадка.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Появился он опять! (Снегирь)
Дети отгадывают загадку.
Обращаю внимание детей на внешний вид снегирей – они даже в пасмурный серый день выглядят опрятными и нарядными.
Вопросы:
- Когда появляются снегири?
- Как выглядят снегири?
- Чем питаются снегири?
- где живут снегири в тёплое время года?
Дети отвечают.
Обобщая ответы детей, уточняю, что снегирь зимующая птица, она зимой никуда не улетает, а только приближается к жилью человека, а с наступлением весны снова улетает в лес, поэтому её ещё называют кочующей птицей.
Величиной снегирь чуть больше воробья. Основное отличие яркий цвет оперения. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост – чёрные. Подхвостье и надхвостье – белые, спинка голубовато – серая, а брюшная сторона розово – красная. У самки грудка серого цвета, розово – красный цвет отсутствует.
Снегири очень дружные птицы и всегда летают стайкой. Питаются снегири семенами ясеня, сирени, ягодами рябины, облепихи, барбариса.
Дидактическая игра «Сосчитай – ка»:
Птички на деревья сели,
Посчитай – ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели с красной грудкой снегири!
(Согласование существительного с числительным - дети считают: один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
Обращаю внимание детей на то, что снегири выедают из ягод только семена, а мякоть выбрасывают. Снегири – доверчивые и общительные птицы, если кто – то из стаи попался в ловушку, то вся стая спешит на помощь.
Подвижная игра «Снегири».
(Координация речи с движениями)
Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.
(Дети делают 4 хлопка руками – «крылышками» по бокам и 4 наклона головой).
Распушили пёрышки, греются на солнышке.
(Дети делают 4 хлопка руками – «крылышками» по бокам и 4 наклона головой, часто потряхивают руками – «крылышками» опущенными вниз).
Головой вертят, улететь хотят.
(Дети делают 2 поворота головой с кивком – вправо, влево).
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью!
(Дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями).
Народные приметы.
1. «Снегири приносят на своих крыльях снег».
(Люди заметили, что если прилетела стайки снегирей, значит скоро, выпадет первый снег и название птицы – снегирь произошло от слова «снег»).
2. «Снегирь зимой поёт на метель и вьюгу».
Предложила детям объяснить смысл народных примет и запомнить их.
Вопрос детям:
- Как вы думаете, когда надо развешивать кормушки для птиц?
- Почему птиц зимой необходимо подкармливать?
- расскажите о Правилах кормления птиц.
Дети высказывают свои предположения.
Обобщаю ответы детей, обращаю их внимание на то, что существуют Правила кормления птиц, которые нужно обязательно выполнять:
1. Подкармливать птиц желательно в одном и том же месте – птицы привыкнут, и сами будут прилетать к месту кормления.
2. Кормить птиц нужно регулярно, каждый день.
3. Корма класть не много, только для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.
4. Не оставлять мусор у кормушки.
5. Нельзя кормить птиц хлебом, так как хлеб быстро создаёт чувство сытости, но в нём мало полезных веществ.
6. Нельзя кормить птиц солёной пищей.
Выучить с детьми стихотворение:
«Если начал птиц кормить, ты уж не бросай!
И пустой кормушку, ты не оставляй!
Так доверчивы они, верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил – ты за них в ответе!»
Наблюдения продолжаются на участке группы во время прогулки.
«Выбегай поскорей посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели, стайку встретили метели!»
На прогулку выносим с детьми ягоды сушёной рябины, которую дети старательно собрали ещё осенью.
Насыпаем ягоды сушёной рябины и семена подсолнечника в кормушку для снегирей, а они с ветвей деревьев внимательно наблюдают за нашими действиями.
Рассматриваем с детьми на снегу птичьи следы.
После возвращения с прогулки из окна группы детям интересно наблюдать за птицами на кормушке – как только одна или две птицы замечают в кормушке корм, то сразу же радостно весёлым щебетом сообщают остальным, и весёлая стая тут как тут!
Художественное творчество детей.
Вот такие интересные наблюдения за снегирями мы проводим с детьми!
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!