Вакуленко Екатерина Александровна Попова Юлия Александровна
НОД «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств могут быть экологические НОД, экологический проект.
Тема: Мой город
Цель:
Дать детям представления об экологических проблемах нашего города, о влиянии экологии на здоровье человека.
Задачи:
Публикация «НОД „Мой город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Познакомить воспитанников с новыми понятиями: экология, экологические проблемы, выхлопные газы, угольный разрез. Формировать у детей осознанное отношение к природе и понятие об участии человека в сохранении природы и ее богатств.
Развивать у детей любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние нашего города. Развивать воображение, мелкую моторику.
Воспитывать любовь к природе, умение беречь и сохранять ее.
Оборудование: карта города Киселевска, интерактивная доска - картины с изображением достопримечательностей нашего города; картинки с изображением объектов живой и неживой природы; слайды; меховые шарики красного и зеленого цвета, коврики-паутинки, музыкальные записи: СD диск «Музыка леса», фонограмма песни «Чистая водичка», ножницы, гербарий, желуди, кора, клей, мех, картина-полотно.
Словарь: экология, экологические проблемы, пыль, угольный разрез, выхлопные газы.
Предварительная работа: Беседы с использованием наглядного материала: “Мой край – Кузбасс, «Моя страна», экскурсия в парк героев (сбор гербария).
Методические приемы: Беседа, рассказ; использование элементов ТРИЗ: игра “Хорошо - плохо”, фантастическое путешествие, игры: игра “Правильно-неправильно …”; подвижная игра «Пчелка», песенка «Чистая водичка», работа с картой, решение проблемных ситуаций.
Ход НОД
Организационный момент. Музыка леса. Раздается крик А-у!
Ребята, что это за крик?
Ответы детей.
Давайте поможем ему выбраться из леса.
Делаем глубокий вдох, складываем ладони у рта рупором и на выдохе с различными интонациями произносим «ау-ау…». А теперь пробуем изобразить свой крик и ответ эха.
Оказался я в лесу
И зову своих друзей,
Я им кричу: «Ау, ау!
Откликайтесь поскорей!»
По лесной тропинке
Бродит эхо-невидимка.
Если что-то крикнут дети
Эхо тут же им ответ!
Появляется девочка Маша. Маша, что ты почувствовала, когда заблудилась в лесу? Что чувствуешь сейчас?
- Маша, что случилось, почему ты заблудилась и что у тебя в руках?
- У меня в руках письмо, мой дедушка живет очень далеко отсюда и я хочу его навестить, но как добраться до него я не знаю. Ребята, помогите мне!
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие и помочь Маше? (Конечно хотим помочь.)
На чем можно путешествовать? (На поезде, самолете, автомобиле)
Отгадайте загадку:
Две березки у реки
Как на сказочной картинке!
Протянули паучки
Между ними ….
- А, вы, хотите полететь на паутинках? А почему именно на паутинке? Какое сейчас время года?
- Это действительно сейчас самый актуальный вид транспорта.
- А теперь закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие.
- Мы летим над нашим городом. Как он называется? (Киселевск)
- Рассматривание карты города.
- Ребята, что это зеленые пятна на карте. (лес, тайга)
- Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, нет дымящихся труб, высоких насыпей от угольных разрезов. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, река, там живет много животных, насекомых.
- Показ картины (слайд № 1)
- Какие у вас возникают ощущения? (Хочется побывать там)
- Полетели дальше. Какое яркое солнце и голубое небо? Узнали, это место? (р. Чумыш). Вы любите отдыхать на этой реке? (слайд № 2,3)
- Маша посмотри, не здесь ли живет твой дедушка?
- Нет, он живет там, где много высоких домов, угольных разрезов.
- Ребята, значит, где живет дедушка? (в городе)
- Подлетаем к городу. (слайд №4)
- Но над городом мы видим дым или туман. Что это? (Смог)
- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)
- Откуда взялся этот дым? (От котельных и угольных разрезов, выхлопных газов машин)
- А вот и дом моего дедушки. Дедушка, здравствуй! Расскажи нам о своем городе.
-Дедушка: Наш город красивый, молодой, но он находится в котловине, как в чаше, отсюда плохая проветриваемость города. Людям и животным плохо дышать, они много болеют. (слайд №5,6,7,8,9)
- Что же делать, чтобы воздух был чище?
Дедушка: Ребята, представьте, что люди остановят все котельные, поезда, которые перевозят уголь, угольные разрезы, но ведь они нам необходимы…
Высказывания и предложения детей:
На котельные можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
Надо изобрести новые машины.
Люди должны посадить больше деревьев…
Дедушка: Скажите, для чего нам в городе нужны растения?
Игра «Знайка-незнайка»
Нарисованы рисунки-знаки и дети должны «прочитать» эти знаки.
Растения очищают воздух.
Растения дают нам кислород.
Растения приглушают шум на городских улицах.
Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).
– Молодцы!
Маша: Представьте, что мы тоже превратились в насекомых – огромную, веселую пчелу.
Подвижная игра: “Веселая пчелка”
- Представим, что мы превратились в огромную пчелу. Делаем глубокий вдох и до полного выдоха произносим долгий звук «з-з…». Вдруг какая-то маленькая любопытная пчелка села нам на нос. Не опуская головы, смотрим на кончик носа и направляем звук в это место. А теперь пчелка переместилась на правую руку, а затем на левую ногу т. д.
Деловита, весела,
За медком летит она.
Если пчелку не пустить,
Она может укусить.
«З-з-з-, - пчела звенит
И к цветам она летит.
- Да, растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие. Поиграем в игру.
Игра «Хорошо-плохо”
У детей флажки красного и зеленого цвета. Если дети считают ответ правильный поднимают меховой зеленый шарик, а если нет, то красный.
В нашем городе строят красивые, современные здания!
Много вырубают, уничтожают зеленых насаждений.
Из-за высоких построек город проветривается еще меньше.
В нашем городе все больше и больше появляется новых, красивых машин!
Большое количество выхлопных газов, это загрязняет воздух.
Люди часто болеют.
Все больше людей любят гулять в парках, скверах, выезжают на природу на водоемы.
Многие люди загрязняют город и его окрестности, оставляя много мусора.
Ломают деревья, рвут цветы, разоряют гнезда и муравейники, и т. д.
- Давайте вспомним, какие ещё водоемы есть на территории и нашего города? (Афонинский пруд….). (слайд №10)
- Посмотрите на воду, которую я набрала в реке и на чистую кипяченую воду. Хотели бы, вы, попробовать такую воду? ( Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)
- Дети, что нужно сделать, чтобы водоемы стали чище? (Очищать их, собирать мусор. Вывозить мусор). (слайд №11,12,13)
- Звучит музыка и дети поют песню. Песенка «Чистая водичка» под песню уходят Дедушка и Маша.
- Ребята, кто скажет, как, вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)
- Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду. Экология это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.
- Да, все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и очень зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних. Человек тоже часть природы. Без нее он не может жить. Если человек неправильно ведет себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему становится самому плохо жить. (слайд№14)
- Люди стали чаще болеть, грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню (слайд №15,16)
- А я с вами хочу поиграть. Дети отвечают на вопросы.
Игра “ Правильно - неправильно”
- Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в природе вам известны? Сейчас я, буду вам о них рассказывать, а вы будете отвечать, так ли вы себя ведете в природе.
- Ветки не ломаете, деревья не калечите, не травинку, ни лист зря не рвете…
- В лесу, парке играете: листьями бросаетесь, венки плетете, букеты рвете. Говорите: “Подумаешь, много зелени – еще вырастет!”
- На природе вы шумите, кричите, аукаете и, главное, вы никому не мешаете.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, мокрую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
- А может быть, вы, говорите, что звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.
- Молодцы ребята, за вас я спокойна. Я вижу, что вы любите природу и будете ее беречь. И я хочу вам предложить сделать осеннюю картину, из тех веточек и листиков, которые вы нашли в парке на экскурсии. Какую бы вы хотели сделать картину? (веселую, красочную, осеннюю) (слайд №17,18)
- Картину у нас получилась, просто замечательная! Глядя на неё, какие у вас возникают ощущения?
- Спасибо за работу ребята, а у меня предложение сделать ещё картины по каждому времени года, вы согласны?