Наталья Ильичева
НОД «Изготовление куклы-оберега «Пеленашка»
▼ Скачать +Заказ
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Вадим Шафнер
НОД "Изготовление куклы - оберега"
Цель: развивать творческие способности детей, приобщать к истокам народной культуры через продуктивную деятельность.
Цель для детей: научиться мастерить куклу «Пеленашку»
Задачи:
Обучающие:
Публикация «НОД „Изготовление куклы-оберега „Пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- продолжать знакомить с народными куклами - оберегами, с историей и их смысловыми значениями;
- продолжать формировать трудовые навыки: сворачивание, складывание, скручивание, обматывание, завязывание.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, любознательность, умение использовать в своей продуктивной деятельности нетрадиционную технологию – пеленание, передавая характерные особенности внешнего вида народной куклы;
- развивать ловкость, аккуратность, согласованность в движениях обеих рук, мелкую моторику рук;
- расширять словарный запас (оберег, кукла - берегиня, безликая);
- развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток, мелкую моторику
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, трудолюбие, аккуратность
Формы организации совместной деятельности:
детская деятельность - игровая, «превращение в мастериц»;
продуктивная – изготовление куклы – оберега «Пеленашка»;
коммуникативная – пополнять словарный запас русскими народными стихами, пословицами;
двигательная – пальчиковая гимнастика «Лебедушка»
Оборудование:
Предварительная работа:
Образовательная деятельность на тему : «История создания куклы».
Экскурсия в музей: «Куклы – обереги».
Рассматривание иллюстраций на тему : Игрушки прошлых лет».
Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма.
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин игрушек».
Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».
Заучивание пословиц о труде.
— Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Технологическая карта ООД
Дети заходят в избу-мастерскую, на столе стоит сундук.
-Девочки, вы хотите узнать, что в этом сундуке?
Загадывание загадки:
Я хорошая игрушка,
Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки
Ответы детей (кукла)
- Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
В старину на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Мы с вами ходили на экскурсию в музей, там мы видели старинные куколы.
Какие куклы вы запомнили? ответы детей «Мотанка», «Неразлучники», «Колокольчик», «Многоручка», «На счастье»
Чем отличаются эти куклы от обычных кукол? (кукол делали из тряпочек, ниток, соломы)
Девочки, а почему у этих кукол нет лица? (ответы детей)
Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.
- Как ещё называли куклу без лица? (Безликой).
- Такую безликую куклу называли «берегиней».
- Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Оберег — от слова «оберегаю», т. е. охраняют от всего плохого.
Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают людей, жилье, скотину Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.
Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели. Её, я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас, да только вот беда, кукла одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)
- Девочки, а хотите, я научу вас делать такую куколку?
Тогда я приглашаю вас в свою мастерскую.
Здесь у меня много разных ярких лоскутков ткани, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся при изготовлении новых кукол.
- Вы заметили, что здесь нет иголок и ножниц? Считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать.
(Дети проходят, встают вокруг стала)
Для изготовления куклы нам понадобятся лоскутки и нитки
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, и все у нас получится.
1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать). Поставить картинку - схему
2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию. (схема)
3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы) (схема)
4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. (схема)
5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек. (схема)
6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу. (схема)
Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравиться?
Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)
- Что вы будете делать дальше? (завяжем платок)
- И в завершении? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)
В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Лебедушка»
Вдоль по бережку лебедушка плывет (пальчики опускаем вниз)
Выше бережка головушку несет (пальцы в щепоть)
Белым крылышком помахивает (повороты кистей рук)
На цветы водичку стряхивает (шевеление пальцами)
Стряхнула лебедушка водичку (разжимаем и сжимаем пальцы)
Вот и кончилась игра, куклу делать нам пора
Берем лоскут светлой ткани и сворачиваем его пополам длинная сторона к длинной стороне. Далее сворачиваем сложенный лоскут трубочкой. Перевязываем ниткой, делая крестик. Берём цветной лоскуток и кладём на него скрутку. Подгибаем верхний край. Начинаем пеленать, сначала голову, потом туловище, загибаем низ пелёнки назад и наверх, завязываем ленточкой. Кукла - пеленашка готова.
Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
— А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
(она мягкая, теплая, добрая, красивая)
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Пеленашка.
Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки - схемы. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.