Инесса Джикаева
Конспект НОД «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»
Тема: «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам осетинской народной культуры через ознакомление с народной тряпичной куклой.
Задачи:
Образовательные:
-обогащать знания дошкольников об истории возникновения иназначенияосетинской национальной куклы;
-Обогащать и развивать представления об окружающем мире;
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес, способности, творческое мышление, память, и воображение;
Публикация «Конспект НОД „Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
-Совершенствовать речь, как средство общения
-Развивать чувство цвета, формы и композиции,глазомер.
Воспитательные
-Воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре осетинского народа через образ народной куклы и бережное отношение к ней;
-Воспитывать желание изготавливать тряпичные куклы, самостоятельность
в поиске нужного решения.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно- эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Методы и приемы обучения:
-словесные (беседа, рассказ,объяснение, совет, поощрение, вопрос, -сюрпризный момент, игра) ;
-наглядные (показ кукол,образца);
-практические (совершенствование навыков работы с тканью,нитками, пуговицами).
Оборудование:
Иллюстративный материал: тряпичные куклы, лоскутки,ленты, ткань,нитки, вата, тесьма,
Предварительная работа:
-знакомство с историей возникновения народной тряпичной куклы;
-сюжетно -ролевая игра «Дочки-матери».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, добрый день!
Дети:
-Здравствуйте!
Воспитатель:
-Хочу вам сообщить, что сегодняшнее занятие у нас будет интересным и занимательным. Для начало нужно отгадать загадку и узнаете, о чем будем говорить.
Ни слова не скажет,
И кушать не просит,
Зато красивые платья носит
И скучать мне не дает. (Кукла)
Воспитатель:
Загадку вы отгадали, молодцы. А одеть куклу сможете?
Д/игра: «Оденем куклу»
На столе фигурки девочек и мальчиков, одежда национальная русская и осетинская, дети их «одевают»и называют элементы одежды.
Воспитатель:
-У нас в республике живут представители многих национальностей среди них: русские, грузины, армяне, дагестанцы, греки. У каждого народа свои язык, обычаи, традиции, культура. У всех свои песни,танцы, музыка, игры, даже игрушки. Всех нас объединяет дружба.
-А кто из вас знает пословицы и поговорки о дружбе? (Дети называют известные им пословицы и поговорки.)
Воспитатель:
-Дети, в какие наряды одеты наши куклы?
Дети:
- Это кукла в русском сарафане, а вот это кукла в осетинском национальном костюме.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, а какие имена вы бы подобрали для куклы в русском национальном костюме?
Тема: «Изготовление осетинской национальной
тряпичной куклы»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам осетинской народной культуры через ознакомление с народной тряпичной куклой.
Задачи:
Образовательные:
-обогащать знания дошкольников об истории возникновения иназначенияосетинской национальной куклы;
-Обогащать и развивать представления об окружающем мире;
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес, способности, творческое мышление, память, и воображение;
-Совершенствовать речь, как средство общения
-Развивать чувство цвета, формы и композиции,глазомер.
Воспитательные
-Воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре осетинского народа через образ народной куклы и бережное отношение к ней;
-Воспитывать желание изготавливать тряпичные куклы, самостоятельность
в поиске нужного решения.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно- эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Методы и приемы обучения:
-словесные (беседа, рассказ,объяснение, совет, поощрение, вопрос, -сюрпризный момент, игра) ;
-наглядные (показ кукол,образца);
-практические (совершенствование навыков работы с тканью,нитками, пуговицами).
Оборудование:
Иллюстративный материал: тряпичные куклы, лоскутки,ленты, ткань,нитки, вата, тесьма,
Предварительная работа:
-знакомство с историей возникновения народной тряпичной куклы;
-сюжетно -ролевая игра «Дочки-матери».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспиттатель:
-Ребята,добрый день!
Дети:
-Здравствуйте!
Воспитатель:
-Хочу вам сообщить, что сегодняшнее занятие у нас будет интересным и занимательным. Для начало нужно отгадать загадку и узнаете, о чем будем говорить.
Ни слова не скажет,
И кушать не просит,
Зато красивые платья носит
И скучать мне не дает. (Кукла)
Воспитатель:
Загадку вы отгадали, молодцы. А одеть куклу сможете?
Д/игра: «Оденем куклу»
На столе фигурки девочек и мальчиков, одежда национальная русская и осетинская, дети их «одевают»и называют элементы одежды.
Воспитатель:
-У нас в республике живут представители многих национальностей среди них: русские, грузины, армяне, дагестанцы, греки. У каждого народа свои язык, обычаи, традиции, культура. У всех свои песни,танцы, музыка, игры, даже игрушки. Всех нас объединяет дружба.
-А кто из вас знает пословицы и поговорки о дружбе? (Дети называют известные им пословицы и поговорки.)
Воспитатель:
-Дети, в какие наряды одеты наши куклы?
Дети:
- Это кукла в русском сарафане, а вот это кукла в осетинском национальном костюме.
Воспитатель:
Востпитатель:
-Ребята, скажите, а какие имена вы бы подобрали для куклы в русском национальном костюме?
Дети:
-Маша.
Воспитатель:
-А кукле в осетинском костюме?
Дети:
-Зарина.
II.Знакомство с тряпичной куклой.
(Внимание детей обращаю на стол)
Воспитатель:
- Ребята, на столе у меня есть волшебный, старый сундучок. Его мне подарила нана, он мне очень дорог. Хотите посмотреть, что в нем?
-Ребята, чтобы открыть сундучок, надо произнести в волшебные слова
по осетински.
-Какие волшебные слова знаете? (Ответы)
Дети:
-Дхорзхй, чырын байгом у! Сундучок, откройся, пожалуйста!
(Сундучок открывается)
-В сундучке у нана много интересных вещей, достаю куклу (хъазн-чындз).Куклы самые добрые,милые, безобидные наши друзья.
С ними проходит наше детство. Все наши приятные воспоминания связаны с ними. Самая любимая игрушка для детей всех времен и поколений -кукла
Она не стареет,с каждым новым поколением она молодеет.
Создающий куклу вкладывает в нее свою душевную теплоту, любовь, потому что делает его для самого дорогого человека. В кукле передаются характерные черты народа, который его создал. В этом ценность традиционной национальной куклы. Они наши молчаливые друзья, нам с ними хорошо, мы привыкаем к ним,как к родным. Общаемся с ними, играем, совершаем разные действия: одеваемся, готовим кушать, убираем в комнате, причесываемся, шьем, ходим в гости. Вместе мы многому учимся.
Люди дарят куклы друг другу, выражая свою любовь и благодарность.
-Из чего сделана эта кукла?
Дети:
Из лоскутков и тряпок.
-Значит она какая?
Дети:
-Тряпичная. (тряпичная-хцъилй).
Куклы делали из дерева- деревянная (хъдын, из соломы- соломенная (хъмпын).
Бабушки и прабабушки наши играли в детстве такими куклами, пели им колыбельные песни (пою «А-ло-лай»на слова К. Л. Хетагурова)
3. Физминутка:
«Поднимает кукла руки».
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись (наклоны вперед)
4. Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
-Вы хотите научиться
Вместе куклу мастерить.
Нам придется не лениться
И старанье приложить!
Меня научила мастерить тряпичные куклы бабушка, а если хотите я научу вас.
Дети:
-Хотим!
Воспитатель:
-Приглашаю вас сесть за столы, будьте внимательны, делайте так, как я.
Открою вам секрет, в плохом настроении нельзя делать куклы,нужно думать о хорошем, только у добрых людей получаются красивые куклы.
При изготовлении кукол пользовались разными техниками.
Одни куклы имели деревянный каркас-къцлынчындз- для изготовления такой куклы брали вот такие два небольших обрезка палки и крестообразно их накладывали один на другой.
С начало делаем голову.
Лица как такового у кукол не было. Голову можно делать из такого плоского овального камушка, из монеты, но мы будем делать из пуговичек.
1. Берем пуговичку,натягиваем на нее лоскуток белой ткани, крест накрест «голову»обматываем с начало красными, потом синими нитками.
2. Вот такой обрезок палки, примерно в 5 см, фиксируем на верхнем конце палки на 2 см ниже головы нитками.
3. Обматываем палку ватой,потом нитками, формируем руки, у нас получится подобие фигуры человека.
4. Нижнюю часть каркаса обматываем лоскутком белой ткани, фиксируем ниткой.
5. А теперь выбираем для своих кукол платья. Одеваем их вот так, талию перехватываем вот таким красивым поясом и завязываем.
6. Остается выбрать косыночку под цвет платья и завяжем под подбородком. Мне понравилась моя кукла, покажите свои, молодцы (Сморю каждую куклу)
Воспитатель:
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Из вас получатся настоящие мастера.
5. Закрепление нового материал
Д/игра:«Из чего меня сделали?»
Дети из коробки достают лоскутки, вату, палочки, пуговицы, веревки, нитки. Отвечают по образцу (Меня делали из палочек)
Воспитатель:
-Я думаю, вам наше сегодняшнее занятие понравилось.
То чем мы занимались,нужное дело. Мастерство наших бабушек должно передаваться из поколения в поколение.
-Вы запомнили, из чего делают тряпичную куклу? (ответы детей)
-Вы довольны своими работами. (ответы детей)
-Мы выставим куклы в нашем музее «Осетинская сакля»
-Ребята,вы меня порадовали, я довольна нашей совместной работой и, хочу всем вам пожелать здоровья и хорошего настроения, успеха в любом начинании.
-На этом я прощаюсь и говорю вам : «Хрзбон!».
-Маша.
Воспитатель:
-А кукле в осетинском костюме?
Дети:
-Зарина.
II.Знакомство с тряпичной куклой.
(Внимание детей обращаю на стол)
Воспитатель:
- Ребята, на столе у меня есть волшебный, старый сундучок. Его мне подарила нана, он мне очень дорог. Хотите посмотреть, что в нем?
-Ребята, чтобы открыть сундучок, надо произнести в волшебные слова
по осетински.
-Какие волшебные слова знаете? (Ответы)
Дети:
-Дхорзхй, чырын байгом у! Сундучок, откройся, пожалуйста!
(Сундучок открывается)
-В сундучке у нана много интересных вещей, достаю куклу (хъазн-чындз).
Куклы самые добрые,милые, безобидные наши друзья.
С ними проходит наше детство. Все наши приятные воспоминания связаны с ними. Самая любимая игрушка для детей всех времен и поколений -кукла
Она не стареет,с каждым новым поколением она молодеет.
Создающий куклу вкладывает в нее свою душевную теплоту, любовь, потому что делает его для самого дорогого человека. В кукле передаются характерные черты народа, который его создал. В этом ценность традиционной национальной куклы. Они наши молчаливые друзья, нам с ними хорошо, мы привыкаем к ним,как к родным. Общаемся с ними, играем, совершаем разные действия: одеваемся, готовим кушать, убираем в комнате, причесываемся, шьем, ходим в гости. Вместе мы многому учимся.
Люди дарят куклы друг другу, выражая свою любовь и благодарность.
-Из чего сделана эта кукла?
Дети:
Из лоскутков и тряпок.
-Значит она какая?
Дети:
-Тряпичная. (тряпичная-хцъилй).
Куклы делали из дерева-деревянная (хъдын, из соломы-соломенная (хъмпын).
Бабушки и прабабушки наши играли в детстве такими куклами, пели им колыбельные песни (пою «А-ло-лай»на слова К. Л. Хетагурова)
3. Физминутка:
«Поднимает кукла руки».
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись (наклоны вперед)
4. Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
-Вы хотите научиться
Вместе куклу мастерить.
Нам придется не лениться
И старанье приложить!
Меня научила мастерить тряпичные куклы бабушка, а если хотите я научу вас.
Дети:
-Хотим!
Воспитатель:
-Приглашаю вас сесть за столы, будьте внимательны, делайте так, как я.
Открою вам секрет, в плохом настроении нельзя делать куклы, нужно думать о хорошем, только у добрых людей получаются красивые куклы.
При изготовлении кукол пользовались разными техниками.
Одни куклы имели деревянный каркас-къцлынчындз- для изготовления такой куклы брали вот такие два небольших обрезка палки и крестообразно их накладывали один на другой.
С начало делаем голову.
Лица как такового у кукол не было. Голову можно делать из такого плоского овального камушка, из монеты, но мы будем делать из пуговичек.
1. Берем пуговичку,натягиваем на нее лоскуток белой ткани, крест накрест «голову»обматываем с начало красными, потом синими нитками.
2. Вот такой обрезок палки, примерно в 5 см, фиксируем на верхнем конце палки на 2 см ниже головы нитками.
3. Обматываем палку ватой,потом нитками, формируем руки, у нас получится подобие фигуры человека.
4. Нижнюю часть каркаса обматываем лоскутком белой ткани, фиксируем ниткой.
5. А теперь выбираем для своих кукол платья. Одеваем их вот так, талию перехватываем вот таким красивым поясом и завязываем.
6. Остается выбрать косыночку под цвет платья и завяжем под подбородком. Мне понравилась моя кукла, покажите свои, молодцы (Сморю каждую куклу)
Воспитатель:
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Из вас получатся настоящие мастера.
5. Закрепление нового материал
Д/игра:«Из чего меня сделали?»
Дети из коробки достают лоскутки, вату, палочки, пуговицы, веревки, нитки. Отвечают по образцу (Меня делали из палочек)
Воспитатель:
-Я думаю, вам наше сегодняшнее занятие понравилось.
То чем мы занимались,нужное дело. Мастерство наших бабушек должно передаваться из поколения в поколение.
-Вы запомнили, из чего делают тряпичную куклу? (ответы детей)
-Вы довольны своими работами. (ответы детей)
-Мы выставим куклы в нашем музее «Осетинская сакля»
-Ребята,вы меня порадовали, я довольна нашей совместной работой и, хочу всем вам пожелать здоровья и хорошего настроения, успеха в любом начинании.
-На этом я прощаюсь и говорю вам : «Хрзбон!».