ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
НОД «Год науки и технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель с детьми стоят в группе.
В. Здравствуйте, дети.
Д. Здравствуйте!
В. Разрешите представиться. Меня зовут Надежда Павловна. Я работаю в другом детском саду с детьми такого же возраста как вы. Сегодня я хочу провести с вами очень увлекательное и познавательное занятие. Вы мне поможете?
Д. Да!
В. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Обращает внимание на жюри).
Д. Здравствуйте!
В. Мы вас приветствуем, друзья!
Жить человечеству нельзя
Без технологий и прогресса,
К научным знаньям интереса.
Они наш разум развивают,
Жизнь нашу к лучшему меняют.
Публикация «НОД „Год науки и технологий“» размещена в разделах
Ну что ж, позвольте нам начать,
На что способны показать.
Дети, по указу нашего президента Владимира Владимировича Путина (Слайд В. В. Путин) 2021 год объявлен годом науки и технологий (Слайд Символика 2021 года). Это значит, что наша страна стремится к новым достижениям и хочет, чтобы вы, её новое поколение, выросли любознательными, умными, готовыми к новым открытиям и свершениям и творческим решениям людьми. А знаете ли вы, что такое наука?
(Ответы детей)
В. Наука – это знания об окружающем мире, которые люди копили на протяжении долгих лет и которые очень необходимы им для жизни. И я предлагаю вам вступить в Научное общество любознательных, стать юными учёными. (Слайд Эмблема общества). Вы согласны?
Д. Да.
(Звучит туш. Воспитатель надевает себе и детям белые халаты, на шею вешаются медали «Юный учёный»)
В. Вперёд! К новым победам!
На экране появляется фиксик Нолик.
Ф. Подождите, подождите! А как же я? А про меня вы забыли? Я тоже хочу стать учёным.
В. Дети, кто это?
(Ответы детей)
В. Возьмём Нолика в свою команду?
Д. Да.
Ф. Тыдыщ!
В. А чем же, по вашему мнению, занимаются учёные? Какие они?
(Ответы детей)
В. Да, конечно. Учёный – это человек, который изучает, исследует разные вещи, задаёт вопросы, проводит эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены. Учёный работает в лаборатории, месте, где есть всё необходимое для исследований.
Ф. А вот правила поведения в лаборатории. Тыдыщ! (Слайд Правила поведения в лаборатории).
(Воспитатель поясняет слайд)
В. В лаборатории нельзя кричать, трогать без разрешения, нужно смотреть, слушать, соблюдать осторожность, работать на своём месте и делать выводы.
А сейчас, дорогие учёные, я расскажу вам о некоторых очень интересных науках. Каждая наука изучает что-то своё, особенное и очень важное. Итак, география.
Ф. Знаю, знаю. Это наука вот о чём. (Слайд В середине крупно Земля-глобус, вокруг город, лес, море, горы, река, эскимосы, негры).
В. Ребята, как вы думаете, что изучает география? Какую подсказку дал вам Нолик?
(Ответы детей)
В. География даёт нам знания о нашей планете Земля. Учёный, изучающий географию называется географ.
Географию учу
Всё на свете знать хочу.
Карта Мира на стене,
Глобус круглый на столе.
Океаны, острова,
Здесь Париж, а там-Москва,
Здесь Япония видна,
Вся из островов она.
Географию учу,
Я весь Мир узнать хочу!
В. Подойдите к доске. (На доске карта Мордовии). Наука география не может обходиться без карт. На картах специальными значками обозначаются природные особенности, животные, полезные ископаемые, народы, населяющие нашу Землю и многое другое. Карта помогает найти нужное место на огромной территории. Вот, посмотрите. Это карта Мордовии, нашей Родины. Вот какая большая у неё территория. Назовите главный город Мордовии, столицу, где мы с вами живём?
Д. Саранск.
(Воспитатель показывает на карте)
В. В Мордовии есть много интересных, известных мест, которые обозначены на карте. Вот, например, Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Смидовича в Темникове (Показывает на карте, Слайд Заповедник, дом – музей Федота Васильевича Сычкова в селе Кочелаево, художника Мордовии известного во всём мире, (Показывает на карте, Слайд картины Сычкова, село Подлесная Тавла известное своими резчиками по дереву (Показывает на карте, Слайд работы, музей Степана Дмитриевича Эрьзи – великого скульптора, в селе Баево (Показывает на карте, Слайд скульптуры Эрьзи) и многие другие достопримечательности. Люди в Мордовии живут весёлые, гостеприимные и очень беспокоятся о сохранении природных богатств, красоты природы, чистоты рек и озёр родного края. И об этом расскажет вам следующая наука, которая очень актуальна сегодня.
Вот экология – модное слово.
Раньше природа не знала такого.
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Это наука экология. Как вы думаете, о чём она? Что изучает?
(Ответы детей)
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Учёные, занимающиеся этой наукой называются экологами или «зелёными» как мы можем часто слышать.
Ф. Посмотрите, сколько бед натворил человек! (Слайды Экологических катастроф 3 шт.) Экологи, это защитники нашей планеты.
В. Давайте и мы внесём свой вклад в общее дело, очистив грязную воду.
Ф. А для чего нужно очищать воду?
(Ответы детей)
В. Чистая вода необходима для жизни человека, животных и растений.
Опыт 1
Подойдите к столу (На столе оборудование для опытов по очистке воды)
В. Посмотрите, на столе у нас колба с грязной водой, пустая колба, воронка и ватный диск, который послужит нам фильтром для очистки воды (Воспитатель называет и показывает). Как же мы её очистим? Катя, возьми, пожалуйста, воронку и положи на дно наш фильтр ватный диск, вставь воронку в пустую колбу. Артём, теперь возьми колбу с грязной водой и потихоньку перелей грязную воду в пустую колбу с воронкой. (Дети выполняют)
В. Что вы заметили?
Д. Вода стала чистой, а грязь осталась на ватном диске.
В. А теперь пусть попробуют и остальные учёные.
(Дети парно выполняют опыт)
В. Таким образом можно сделать вывод, что ватный фильтр способен очистить воду от мусора и грязи.
Ф. Молодцы! У вас здорово получается! Тыдыщ!
В. Ребята, а ведь учёные, работающие в лаборатории целый день, устают. Давайте и мы немного отдохнём.
На экране физкультминутка «Фиксики «Помогатор»
В. Отлично! Теперь можно снова приступать к делу. Подойдите к столу. (Дети подходят к столу, где в чашке Петри находятся разрезанные пополам картофелины, йод, пипетки, салфетки).
Ф. Ой, что это? Картошка? Мы сейчас будем кушать?
В. Нет, что ты, Нолик. Просто сейчас речь пойдёт об ещё одной очень волшебной и интересной науке. Химия.
Нашу жизнь без химии представить очень сложно.
Ну, а если честно, вовсе невозможно!
Хоть куда не повернись
Без неё не обойтись.
И в одежде, и в посуде,
Химия теперь повсюду.
И в колготках на ногах,
И на женских головах.
Химия – это наука о веществах, из которых состоит всё вокруг и даже мы сами. Учёный, занимающийся химией – это химик. И сейчас я предлагаю вам проделать химический опыт, чтобы узнать, какое вещество содержится в картошке. Готовы?
Д. Да.
Опыт 2
В. Подойдите к рабочему месту и возьмите половину картофелины. Наберите йод в пипетку. Капните несколько капель на срез картофелины. Что вы замечаете?
(Ответы детей)
В. На картофелине появилось тёмное пятно, тёмно – фиолетовое, почти чёрное. Это говорит о том, что в картофеле содержится вещество крахмал, благодаря которому картошка рассыпчатая и вкусная. Таким образом, мы его и обнаружили. Вот какая волшебная наука химия! Химия очень тесно связана с Биологией, ещё одной очень интересной наукой.
Ф. Я знаю, что она изучает. ( Слайд: птицы, звери, жуки, цветы, грибы, бабочки, рыбы).
В. Дети, так что же изучает биология?
(Ответы детей)
В. Биология – наука о букашках и цветах,
Рыбах, птицах и жуках,
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всём живом на свете
На большой нашей планете.
Биология не может существовать без наблюдений, опытов и исследований. Учёный, который занимается биологией – это…
Д. Биолог.
В. И сейчас, юные биологи, я приглашаю вас подойти к столу для исследований. (Дети подходят к столу, где в чашках Петри лежат листья комнатной фиалки и алоэ, салфетки, лупы (увеличительные стёкла отсутствуют).
В. Сейчас мы рассмотрим лист фиалки (показывает) и алоэ (показывает) с помощью специального прибора, который биологи очень часто используют для работы. Всё у нас готово? (Воспитатель делает паузу, подводя к тому, чтобы дети поняли, что не хватает увеличительных стёкол). Ребята, а не кажется ли вам, что чего - то не хватает? С помощью чего мы будем исследовать листочки?
(Ответы детей)
Исследовательская деятельность «Сравнение листьев фиалки и алоэ»
В. С помощью лупы мы сможем рассмотреть детали внешнего вида, особенности изучаемого предмета. Давайте присядем на стульчики, возьмём за ручку увеличительное стекло, поднесём его к листу фиалки и внимательно рассмотрим. Что вы видите, какой он, лист фиалки?
(Ответы детей)
В. А теперь рассмотрим лист алоэ.
(Дети рассматривают)
В. Что вы видите? Какой этот лист?
(Ответы детей)
В. Молодцы, юные биологи. Вы очень внимательны. Лист фиалки покрыт волосками, а лист алоэ гладкий и с шипами. Понравилось ли вам наблюдать?
Д. Да.
В. И я хочу подарить вам на память о нашем занятии вот такие увеличительные стёкла (показывает). С их помощью ваши исследования продолжатся. (Дарит детям).
Ф. Ой, как интересно! Пойду расскажу своим фиксикам! Мы тоже будем исследователями! Спасибо, ребята и до свидания. Мне было с вами очень интересно! Тыдыщ!
В. Попрощаемся с Ноликом. Нам тоже было с ним очень забавно.
Д. До свидания, Нолик!
В. Ой, что это?
(Воспитатель «находит» конверт «От Нолика»)
В. Посмотрите, Нолик на прощанье оставил нам письмо. (Открывает)
В. А в нём интересная игра. Правила такие: если вы согласны с утверждением, то говорите «да», а если не согласны, то «нет». Поиграем?
Д. Да.
В. Заодно и узнаем, что вы усвоили. Слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Да-нет».
- Наука – это такая игра? (Нет)
- Лаборатория, это место, где учёные проводят опыты? (Да)
- Наука экология важна для планеты? (Да)
- Нужна ли всему живому вода? (Да)
- Используются ли карты в географии? (Да)
- Химия – это наука об охране окружающей среды? (Нет)
- Биология изучает деревья, животных, бабочек, птиц, грибы? (Да)
- Воду мы с вами очистить сможем? (Да)
- В картофеле мы нашли сахар? (Нет)
- Картофель содержит крахмал? (Да)
- Лупа (увеличительное стекло) нужно, чтобы им рисовать? (Нет) А для чего она нужна? (Ответы детей)
В. Молодцы! Работа в нашей научной лаборатории подходит к концу. Скажите, работа учёного трудна?
Д. Да.
В. А важна?
Д. Да.
В. Для чего она нужна?
(Ответы детей)
Быть учёными вам понравилось?
Д. Да.
В. Хочу подвести итоги работы нашего научного общества. Несомненно, вы достойно представили свои исследования и знания, полученные в лаборатории. Но сколько разных тайн вам предстоит узнать и раскрыть, когда вы вырастите, пойдёте в школу. Вы познакомитесь с новыми интересными науками. И кто-то из вас обязательно станет великим учёным. Спасибо вам! До свидания!