Евгения Гасанова
Конспект НОД «Где же пятый океан?!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Где же пятый океан!» в подготовительной группе.
Цель: дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать способность делать умозаключения, сравнивать, классифицировать. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Публикация «Конспект НОД „Где же пятый океан?!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предшествующая работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое и неживое». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение экологической литературы. Опыты с водой, снегом.
Материал.
Демонстрационный материал: Глобус, резиновая груша, кусочек мела, банка с водой, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух»; (улицы города с домами, без деревьев).
Раздаточный материал: Камешки, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, соломинка, кораблики из пенопласта; нарисованные на бумаге силуэты человеческого тела и деревья с густой кроной; карандаши.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель (покрутив глобус). Ребята, как вы думаете, в какой цвет окрашена большая часть нашей планеты? (В голубой) Что им обозначают? (Им обозначают моря, океаны, реки, озера, все — водное пространство). Давайте поиграем. Я назову слова, а вы скажете, что здесь лишнее:
Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический, Африка. (Африка, потому что остальные слова — это названия океанов).
Воспитатель. Сколько океанов вы знаете? (Четыре)
Почему вы исключили слово Африка? (Это материк или суша)
Воспитатель. Ребята, я хочу вам открыть одну тайну. Оказывается, суша является дном самого большого — пятого океана. Но не водного, а какого?
Отгадайте загадку.
Он — прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой Он укутывает нас.
Воспитатель. Как вы думаете: что это за невидимка? (Воздух)
Правильно, воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Может заполнить любое пространство.
Так как называют пятый океан? (Воздушный)
Чем похожи воздушный и водный океаны? (Оба населены объектами живой и неживой природы - растения, животные, камни, песок).
А в чем их отличия? (Водный океан — все эти объекты окружает вода, а в воздушном — воздух).
А хотите больше узнать о воздухе? Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием.
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт с камнем.
Воспитатель. Возьмите в руки камешек. Сожмите его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень — это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы Детей).
Воспитатель. Давайте поиграем? Поймайте воздух ладонями, сожмите его.
Можно ли это сделать? (Нет, нельзя).
Делаем вывод: воздух — не твердое тело.
(Воспитатель показывает карточку-схему № 1)
Опыт с водой.
Воспитатель. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течет, бежит, струится, мурчит.) Что же такое вода? (Вода — это жидкость.) Назовите другие жидкости. (Сок кефир, молоко, кисель.)
Опыты с воздухом.
Воспитатель. Мы уже знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он — не твердое тело. Можно ли сказать о воздухе, что это жидкость? (Нет)
Почему? (Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он — не жидкость.) Можно сделать вывод: воздух — не твердое тело и не жидкость. Воздух — это газ. Какой он? (Невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха). Вот наше открытие.
(Воспитатель показывает карточки-схемы № 2 и № З)
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1. Возьмите полиэтиленовый пакет и повторите за мной (воспитатель ловит пакетом воздух, быстро перехватывает руками края наполнившегося пакета).
Что случилось с пакетом? (Он стал выпуклым).
Почему? ( Дети делают вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.)
Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется)
Давайте поиграем. Я превращаю вас в ветер. Возьмите лодочки и опустите их на воду. Легкий ветерок дует на них - они плывут. Ветер усиливается — скорость передвижения лодок увеличивается. А вот и буря начинается. Лодки могут потерпеть крушение. Вам понравилось играть с воздухом дети? (Играть, конечно, интересно, но и страшно. Сильный ветер может наделать много беды, он опасен).
Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями, (Дети плавно качаю руками
И качается трава над головой)
Облако плывет над нами, (Потягивание рук вверх)
Словно белая гора
Ветер пыль над полем носит. ( Наклоны: вправо- влево,
Наклоняются колосья вперед-назад)
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот
Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнем. (Ходьба на месте)
(Дети садятся)
Воспитатель. Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
(Свист, воздух с шумом выходит из груши.)
Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
(Нарисуйте то, в чем еще может спрятаться воздух.)
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.)
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Занимает ли воздух место?
Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей)
Делаем вывод: воздух занимает место.
(Воспитатель показывает карточку-схему № 4)
Имеет ли воздух вес?
Опыт 2. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что случилось? (Он утонул). Опустим в воду резиновую игрушку. (Она не тонет.) Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположения детей.) Что у нее внутри? (Воздух.)
Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
(Воспитатель показывает карточку-схему № 5)
Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? (Воздух занимает место и имеет вес.) Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух? (Чтобы дышать).
Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает - чем мы дышим (воздухом).
Прошу вас подойти к столам, нарисовать; а потом и рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.
(Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела и рассказывают о системе дыхания).
Воспитатель. Как можно самому провести эксперимент? (Надо положить руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Это же происходит с легкими при дыхании.)
Опыт 1. Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? (При вдохе.) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими? (При выдохе.) Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.
Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Опыт 2. Плотно закройте рот; а нос зажмите пальцами. Что вы почувствовали? (Дышать трудно без воздуха, можно задохнуться).
Делаем вывод: Без дыхания жизни нет.
(Воспитатель показывает карточку-схему № 6)
Воспитатель. Кому воздух не нужен? (Дети называют объекты неживой природы).
Воспитатель. У вас на столах лежат карточки. Обведите красным карандашом объекты живой природы, а синим - объекты неживой природы. Поменяйтесь карточками с товарищем и проверьте, правильно ли он выполнил работу.
Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Возьмите на столе и аккуратно откройте баночки. Что вы почувствовали? Какие запахи? (Пахнет лимоном, яблоком, апельсином, чесноком)
Воспитатель. Запах лимона смешался с воздухом. Каким стал воздух? (Лимонным; яблока - яблочным: апельсина - апельсиновым: чеснока - чесночным).
Чесночный запах полезен: им хорошо дышать при гриппе.
А что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей.)
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше цветов, деревьев.)
Давайте посадим деревья.
(Дети оформляют панно "берегите воздух", прикрепляя силуэты деревьев).
Воспитатель. Давайте вспомним с каким океаном мы сегодня познакомились? (С воздушным)
Чем он отличается от Тихого океана, Атлантического. Северного Ледовитого? (Тем, что объекты живой и неживой природы в них окружает вода, а в воздушном океане - воздух).
Посмотрите на карточки и вспомните, с какими свойствами воздуха вы позна-комились. (Ответы детей)
Воспитатель. У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: коснитесь друг друга ладошками, и возьмите на память солнышко, а если что-то не понравилось - тучку. (Дети берут награды).
Воспитатель. До свидания, ребята! Мне было приятно вместе с вами работать в нашей лаборатории.
Приложение.
Карточка-схема №1., №2, №3
Карточка-схема №4, №5, №6
Бумажный силуэт тела человека. Карточка с объектами живой и неживой природы.