Людмила Метелёва
НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: Воздух - невидимка.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей через экспериментирование.
Задачи:
Создать условия для развития познавательной активности, расширять представления о свойствах воздуха.
Развивать мыслительные способности, коммуникативные качества.
Обогащать словарь детей : невидимый, упругий, лёгкий.
Публикация «НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», Д/Игра «Что плавает, что летает», игры с мыльными пузырями, наблюдение за ветром на прогулке.
Методические приё мы:
Игровой (мы исследователи, художественное слово (загадка о воздухе, вопросы поискового характера (Как вы думаете? Как мы можем узнать? Что необходимо сделать, серия опытов, динамическая пауза «Снежинки и ветер», сюрпризный момент (воздушные шары, рефлексия.
Материалы и оборудование:
Воздушные шары, вода, стаканы пластиковые, банка, листочки бумаги, трубочки для коктейля, сахар, горох. Запись музыки «Вальс снежинок»
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать исследователями. Приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Отгадайте загадку: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.» (воздух)
«Есть невидимка: в дом не просится, а вперед людей бежит, торопится» (воздух)
Уважаемые исследователи! Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, провести опыты и сделать выводы. Предлагаю пройти в нашу лабораторию.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, без воздуха никто не может жить, он нужен и людям, и растениям, всему живому на Земле.
Сейчас мы проведём первый опыт.
Опыт №1 «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствовали?
Дети: плохо, задыхались, хотелось открыть быстрее рот.
Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух в первую очередь?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?
Дети: везде, вокруг нас.
Воспитатель: как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? Он же невидимый.
Дети: ответы детей (Мы должны его почувствовать.)
Опыт №2 «Почувствуй воздух»
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Дети: ответы детей (холод, ветер.)
Воспитатель: Возьмите листок бумаги и подуйте на него, что с ним происходит?
Дети: Он колышется, двигается, шевелится.
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же, происходит в природе, когда двигается воздух?
Дети: ответы детей (Ветер.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
Опыт №3 «Воздух внутри нас»
Предлагаю провести исследование. Подойдите к столам, возьмите трубочку и подуйте в стакан с водой. Что происходит?
Дети: ответы детей (выходят пузырьки, выходит воздух из нас)
Воспитатель: Вот мы и доказали, что воздух есть внутри нас, только, чтобы подуть ещё раз в трубочку, надо вдохнуть новый воздух. Подуйте ещё раз.
А как вы думаете есть ли воздух в других предметах?
Дети: ответы детей (да наверное.)
Воспитатель: Это мы узнаем из нового опыта.
Опыт №4 «Воздух есть в любых предметах»
Воспитатель: Возьмите сахар и положите его в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Появились пузырьки.
Воспитатель: Сделайте вывод, есть ли воздух сахаре?
Дети: ответы детей (Да, в сахаре есть воздух, мы это увидели.)
Воспитатель: возьмите горошины и опустите их в воду. Подумайте, как можно передвинуть горошины в стакане? Что нам поможет? Правильно, воздух. Что нужно сделать? Подуйте в трубочки, что происходит с горошинами?
Дети: ответы детей (они двигаются, воздух их двигает.)
Воспитатель: молодцы исследователи, вы нашли воздух и увидели его. Предлагаю отдохнуть.
Динамическая пауза: П/Игра «Снежинки и ветер»
Дети стоят в кругу, в руках снежинки. Под музыку разбегаются, кружатся, покачиваются. Музыка прекращается, дети собираются в круг.
Воспитатель: Продолжим наши исследования, как вы думаете, воздух можно поймать?
Дети: ответы детей (Да.)
Опыт №5 «Поймай воздух»
Возьмите пакеты, какие они?
Дети: ответы детей (пустые, мятые, прозрачные.)
Воспитатель: Наберите воздух, через нос и медленно выдохните в пакет, потом заверните его. Чтобы несдулся. Какой стал пакет?
Дети: надутый, толстый.
Воспитатель: Почему он стал таким? Что в пакете?
Мы с вами поймали воздух, и увидели, что он может заполнять ёмкости.
Хотите еще раз увидеть воздух?
Дети: ответы детей (Да.)
Опыт № 6 «Увидеть воздух»
Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите, у меня пустая банка, как вы думаете, в ней есть воздух?
Дети: ответы детей (Да.)
Воспитатель: Можно это доказать, кто догадался, как?
Посмотрите, держим банку ровно над водой, опускаем на воду. Вода не попадает в банку, что же её не пускает? (воздух. А теперь слегка наклоняем банку, что появилось? (пузырьки воздуха). Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место.
Рефлексия: Ребята, кем мы сегодня были? Что делали? О чём говорили? Что вам понравилось больше всего? Покажите эти фокусы дома и своим друзьям.
Я приготовила вам сюрприз: воздушные шарики надуйте их и поиграйте.