Галина Черепашкова
НОД в старшей группе «Что такое право»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе : «Что такое право?»
Цель: Формирование у детей основ правовых знаний.
Задачи: Познакомить детей с основным документом по защите прав человека; познакомить с правами на «жизнь», «на семью», «на дружбу», «на образование», учить детей с помощью литературных героев находить нарушенные им данные права в разных сюжетах и сказках. Развязать связную речь, мышление. Формировать понятие «дружбы», создавая её незримый портрет, воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Публикация «НОД в старшей группе „Что такое право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Предварительная работа: чтение литературных произведений: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Приключение Буратино», «Мойдодыр»; чтение и разучивание пословиц о дружбе, семье; беседы по ОБЖ на темы: «Правила дорожного движения», «Встреча с незнакомыми людьми», «Оказание первой медицинской помощи», «Права ребенка»; рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: закон, документ, гражданин, право.
- Активизация словаря: жизнь, защита, семья, дружба.
Материал: иллюстрации по ОБЖ; «Семейные газеты», книги, сказки, энциклопедии, учебники, словари; фломастеры, лист ватмана, мелкие предметы, игрушки животных; видеозапись отрывков из мультфильмов и сказок: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино», «Мойдодыр», дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации».
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы все Граждане России. У вас, как и у любого человека есть права и обязанности, но ваши права особенные. Это права ребенка! Ваши права записаны в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка». Эта книга самый главный детский документ. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами.
1. Право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь. А что такое жизнь? (существование)
Ответы детей.
Что необходимо знать, чтобы сохранить себе жизнь? (соблюдать правила поведения дома и на улице).
Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации».
Дети рассказывают о правилах дорожного движения, правилах поведения в быту, которые способствуют сохранению здоровья.
А что необходимо ребенку, чтобы он вырос настоящим человеком? (семья).
2. Право на семью.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на семью. Всех членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге.
Дети рассматривают «Семейные газеты», рассказывают о членах своей семьи.
Воспитатель: Почему в семье так важно любить друг друга?
Ответы детей.
Как надо вести себя, если ты провинился? (попросить прощения, исправиться).
Игровое упражнение «Мама устала».
Дети становятся в круг. В центре стул. Выбирается ребенок на роль мамы. Ребенок с помощью мимики передает настроение уставшей мамы.
Задание детям: уставшая мама пришла с работы, вы хотите ей помочь? Как вы это сделаете? Какие слова ей скажите? Подумайте и покажите.
Показ детей.
Физкутминутка: Встали прямо, потянулись
Дышим ровно, глубоко
Раз – присели, два – нагнулись
Три – подпрыгнули легко.
3. Право на дружбу.
Воспитатель: еще у детей есть право на дружбу и собственное мнение. А что такое дружба? (совместные игры, близкие отношения). Кого называют настоящим другом? (кто помогает, приходит на помощь в трудную минуту, не обижает).
Дети слушают песню «Если с другом вышел в путь».
Воспитатель: а давайте составим портрет «Дружбы». Как вы думаете, какого она цвета? Как пахнет? Какая она на вкус? А если её потрогать (мелкие игрушки). Какая она на ощупь? Посмотрите на животных. С каким животным можно сравнить дружбу?
Ответы детей.
Вы сейчас высказали своё мнение, но существует мнение и других людей. Оно хорошо выражено в пословицах:
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Нет друга – ищи, а нашел – береги.
• Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
• Дружные сороки и гуся съедят.
Ребенок читает стихотворение «Дружба».
Дружит орел с небом,
А молоко с хлебом,
Ручьи с овражками,
Пчелы с ромашками.
Дымок голубой дружит с трубой,
А мы с тобой.
Интересно посмотреть, как выглядит дружба? Давайте нарисуем её портрет.
Один ребёнок у листа ватмана, он рисует, а остальные дети советуют: Какой формы лицо? Какими глазами смотрит на нас дружба? Какой у неё нос? Губы? Уши? Волосы?
Воспитатель: Замечательный портрет у нас получился! И в группе сразу стало светлее и радостнее.
4. Право на образование.
Воспитатель: Ребята, а ещё вы имеете право на образование. И главный помощник в этом – книга. Какие книги вы знаете?
Дети подходят к выставке книг и называют их: сказки, учебники, энциклопедии, словари.
Воспитатель: Для чего нужны нам книги? (книга, молча, говорит нам обо всём). Какого человека называют умным, образованным? (который прочитал много книг). Ребята, а вы знаете, что у литературный героев тоже есть права. Я приглашаю вас в видеозал. Давайте попробуем назвать права героев мультфильмов.
Дети смотрят отрывки из мультфильмов.
1. «Три поросенка». Какое право нарушил волк? (неприкосновенность жилища).
2. «Волк и семеро козлят». Какое право есть у козлят в сказке? (право на семью, право на жизнь).
3. «Приключение Буратино». О каком праве говорит папа Карло сыну Буратино? (право на образование).
4. «Мойдодыр». Какое правило нарушил мальчик – грязнуля? (право на здоровье).
Молодцы, вы верно назвали героев сказок. А в заключении послушайте стихотворение «права ребёнка» :
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва,
У него уже с пелёнок
Веские права.
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить!
Иметь просторный дом!
Видеть тихий мирный сон!
Врачей помощь получать!
Обучаться, отдыхать.
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым.
И любить, и быть любимым.
Он на свете не один!
Ты, малыш, смелей расти,
Желаем светлого пути.
Защитит тебя закон.
Конвенцией зовётся он!
Каждый маленький ребёнок
Им надежно защищён!
Итог занятия
Воспитатель (спрашивает) : Ребята, а что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). С какими правами мы познакомились? Мне очень понравилось, что вы все были активны, хорошо рассказывали о правилах поведения на улице и дома, умеете заботиться о маме, составили замечательный портрет «Дружбы». Надуюсь, что все будете хорошими друзьями и любознательными детьми. А о других правах детей мы поговорим на следующих занятиях.