Фаина Филиппова
Ниткография для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ниткография – рисование нитью
Филиппова Ф. И., учитель-дефектолог
(Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики)
г Чебоксары
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей с ОВЗ считаю метод ниткографии. Ниткография- выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
Публикация «Ниткография для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму.
В качестве «волшебной нити» мы использовали толстую шерстяную нитку. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям 3-х лет можно дать шнурок толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (не синтетика). Длина нити (шнурка) должна быть 25-30 мм.
В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность. Например, подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, натянутая на плотную основу. Также можно использовать однотонный ковролин.
Работая с детьми с ОВЗ, особое внимание уделяю развитию речи детей через развитие мелкой моторики рук. Так как чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Анализ развития тонкой моторики руки у детей с ОВЗ показал, что многие дети не обладают достаточной ручной умелостью. Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много - это рисование (мелки, карандаши, краски, пластилин, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки и т. п. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать использование техники «Ниткография». В 2016 году я начала осваивать технику «Ниткография», она является отличным средством для развития движения пальцев рук.
Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, картин в технике ниткография, создали определенные условия в группе. Создание таких условий предполагает следующее:
- наличие разнообразных материалов (ниток и пряжи разной фактуры) для рисования нитями, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
- обеспечение свободного доступа к материалам;
- наличие образцов картин и поделок.
Такие образцы ребенок может воспроизводить точно или в измененном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей. Организован «Уголок изобразительной деятельности», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке. Дети в любое время могут самостоятельно реализовать свои возможности, независимо от взрослого. Я стараюсь, чтобы развивающая предметно - пространственная среда обеспечила максимально реализацию образовательного потенциала и инвентаря для развития детей дошкольного возраста. В основе подхода, к формированию развивающей предметно пространственной среды, как и в основе ФГОС ДОУ, лежит принцип деятельности – это означает, что развитие дошкольников происходит в процессе самостоятельно осмысленной деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время «Ниткография» пользуется необычайной популярностью, так как привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ в детских садах применяется не столь часто, несмотря на то, что, в общем, легка и доступна. Отличительная черта «Ниткографии» в том, что задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики. Она вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести линию, желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:
а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;
б) совершенствовать зрительное восприятие детей;
в) развивать зрительно - моторную координацию;
г) подготавливать руку ребенка к письму;
д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.
Техника ниткографии проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы работы.
Мне понравился этот метод своей оригинальностью, простотой исполнения, большими возможностями для проявления творчества, фантазии, а так же для развития моторики. Дети очень любят делать что-то своими руками. А когда есть цель - сделать поделку для игры или в подарок - дети работают с особенно приподнятым настроением, с ощущением и предчувствием радости от того, что кто-то будут радоваться его подарку. Сколько возможностей по развитию детей дает эта интереснейшая техника!