Юлия Никитина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка приходит в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные звуки, различать их. Продолжать учить находить слова схожие по звучанию. Закреплять умение делить слова на слоги разными способами. Развивать фонематический слух. Воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас будет очень необычное занятие. К нам придет хорошо знакомый сказочный герой. А вот кто - угадайте!
Я - герой любимой сказки,
И знаком я вам давно,
В приключениях Незнайки,
Все забавно и смешно.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Незнайка приходит в гости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети: Незнайка!
За ширмой слышится шум, появляется Незнайка.
Незнайка : Здравствуйте, ребята! А вот и я!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка : Я так торопился к вам, спешил, потому что у меня для вас подарок. Вот он (достает конверт). Там рисунок всем известного нашего художника Тюбика!
Воспитатель: Спасибо, Незнайка.
Незнайка : А я вам так просто не отдам. Вот отгадайте загадку, что нарисовано здесь.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Правильно! (Отдает конверт).
Воспитатель достает рисунок.
Воспитатель: Красивая лисичка. Незнайка, а ты не знаешь, что это за кармашки внизу.
Незнайка : Не знаю. Ну, наверно, туда можно положить то, что не помещается в карманы, всякие нужные вещи там!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете для чего здесь карманчики. Что они обозначают? Здесь их почему-то четыре?
Дети: Это столько звуков в слове «ЛИСА»!
Воспитатель: А давайте квадратиками выложим здесь слово «лиса». Я буду выкладывать квадратиками здесь на картинке, а вы у себя на столах. Произнесите слово, выделите первый звук, какой он?
- Почему вы так считаете? Каким квадратиком обозначим его?
- Сколько согласных звуков? Сколько гласных? Сколько слогов?
- Почему вы так думаете?
- Вот для чего нужны эти квадратики Незнайка! В них мы помещаем квадратики, которые обозначают звуки слов.
Незнайка : Какие вы молодцы! Ребята, а у меня для каждого из вас есть рисунки. Их рисовали все жители нашего Цветочного города. Посмотрите, сколько их у меня! (Достает мелкие рисунки).
Воспитатель: Какие красивые! А давайте я вам каждому дам по рисунку, а вы выложите схему слов у себя на столе. Воспитатель раздает рисунки, идет самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует, помогает затрудняющимся детям. Незнайка хвалит детей.
Незнайка : Все вы знаете, все умеете. Может, вы и мне сможете помочь. Ко мне сегодня должны прийти гости. Весь день я готовил для них угощение (достает корзину с угощением).
Воспитатель: Да, и, правда, чего у тебя только здесь нет.
Посмотрите, здесь мед, орехи, морковка, банан, зернышки, молочко, косточка, конфета (выкладывает все на столик). Много угощения. А как вы думаете, ребята, кто придет к Незнайке в гости? Для кого он приготовил, например, мед? (Для Мишки). А морковку?
(Для Зайчика).
После того, как все гости отгаданы, открывается ширма, за которой стоят игрушки.
Незнайка : Но вот не знаю, как рассадить гостей за стол. Там какие-то черточки на стульчиках, чтобы они могли обозначать?
Воспитатель: Конечно, ты не знаешь. А вот ребята знают, что обозначают черточки. (Сколько слогов в слове).
Значит, каждый гость должен знать определенный стульчик. Только как узнать какого гостя куда посадить? (Надо узнать, сколько слогов в названии каждого гостя).
Воспитатель: Давайте начнем с белки. Сколько слогов в слове белка? (Два). Куда мы ее посадим? Иди, Маша, посади на нужный стул и поставь ей угощение.
- Правильно ли сделала Маша?
Дети, усаживая за стол гостей, делят слова на слоги.
(Бел-ка, зай-чик, мыш-ка, еж, кот, мед-ведь, мар-тыш-ка, пе-ту-шок, со-ба-ка, кук-ла).
Воспитатель: Ну, вот все гости сидят на своих местах.
Незнайка : Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
- Ребята, вы, наверное, знаете, что я очень люблю сочинять стихи.
- Хотите, прочту мое последнее?
Заиграла балалайка,
В гости к вам пришел Незнайка.
Воспитатель: Молодец, Незнайка. Мы знаем с ребятами, что ты учился сочинять стихи. Правда, это у тебя не совсем получалось, за это многие на тебя обижались. Но ведь это очень сложно. Ведь, чтобы сочинять стихи нужно, чтобы были похожие слова, и они стояли в конце строчек.
Ну, вот например:
Гриша шел-шел-шел
Белый гриб нашел.
- Какие здесь похожие слова?
Зайка серый умывается
Видно, в гости собирается.
- А здесь?
Незнайка : Да, найти похожие слова очень трудно. Я не мог долго научиться. Но мне помог волшебный круг, на котором есть волшебные слова. Главное их разыскать и показать стрелочками. Вот он у меня (достает). Вот, попробуйте, найдите.
Воспитатель: Сейчас посмотрим. Давайте-ка, ребята, его рассмотрим. Кто нашел уже похожие слова, укажите стрелками (круг вешается и указывается стрелками).
Дети находят похожие слова: кит - кот, коза - коса и т. д.
- Ребята, а давайте попробуем сами сочинить маленькие стихи. В этом нам помогут картинки (достает воспитатель первую картинку). Я сочиню первую строчку, ну а вы вторую.
1. Под столом мурлычет кошка,
(На столе стоит матрешка.)
2. Как бы мне пошла корона
(Важно каркает ворона.)
3. Только вышел из пеленок
(Петушиться стал цыпленок.)
4. В реке большая драка,
(Поссорились два рака.)
Воспитатель: Незнайка, а ты умеешь отгадывать загадки?
Незнайка : Конечно, я самую трудную загадку отгадаю! Загадывайте!
Воспитатель: Тогда отгадывай!
Легкая, пушистая,
Летает и кружится,
Сядет на ладошку,
В воду превратится.
Что это?
Незнайка не отвечает.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадку не будем говорить, а покажем. Может быть, он так догадается (дети кружатся). Незнайка не догадывается, дети повторяют еще раз.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем отгадку в тетрадях. Все вы умеете ее рисовать. Я только напомню. Сначала сверху вниз, слева направо и две линии наискось по диагонали. (Проверка осанки, выполнение работы). Незнайка догадывается, что дети рисуют снежинку.
Незнайка : Ну а теперь, ребята, мне пора спешить домой. Ведь без меня никакие дела не спорятся у малышей Цветочного города.
- До свидания!
Воспитатель: И наше занятие подошло к концу.
Все сегодня молодцы. Спасибо!