семёнова светлана
Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей посредством разных видов деятельности. Одной из главных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка?
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими?
Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми :
1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.
3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.
5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.
6. Эмоционально – положительный микроклимат.
7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Из практики замечено, что дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать следующие изобразительные и бросовые материалы:
• поролон;
• зубная щетка;
• деревянные палочки;
• целлофан;
• листья деревьев;
• овощные штампы;
• пряжа;
• парафин;
• песок, соль, крупы;
• бумага, разная по структуре (гофрированная, глянцевая, бархатная, самоклеящаяся, цветная ксероксная и многие другие).
• гуашевые и акварельные краски;
• кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
• восковые и цветные мелки;
• маркеры, фломастеры;
• простые и цветные карандаши;
• графитный карандаш или уголь, свеча;
• глина, пластилин, соленое тесто.
Рекомендуется использовать разные техники и приемы
нетрадиционного рисования :
2. Рисование ладошками;
3. Рисование штампиками;
4. Рисование поролоном как использование для фона, так и самостоятельного изображения;
5.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);
6. Рисование солью, песком;
7. Рисование ватными палочками;
8.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);
9.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);
10.«Коллаж» (сочетание рисования, лепки и аппликации из разных материалов);
11.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
• развивает мелкую моторику руки;
• вызывает целый комплекс положительных эмоций;
• проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
• многообразие способов рисования;
• многообразие средств рисования;
• прививает любовь к изобразительному искусству;
• непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;
• развивает сенсорное восприятие;
• развивает речь;
• развивает органы дыхательной системы;
• интеллектуальное развитие ребенка;
• происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• дети учатся свободно выражать свой замысел.
Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.