Анастасия Чернышева
Нетрадиционные техники рисования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» размещена в разделах
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его внутреннего мира.
Именно поэтому, рисование – это одно из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад, во всех возрастных группах. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.
Мой опыт работы с детьми в нашем детском саду показал : рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Важную роль в развитии ребёнка в детском саду играет развивающая среда. Поэтому организовывая предметно - развивающую среды в своей группе я старалась, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Анализируя проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник, я обнаружила, что нетрадиционные техники :
• Способствуют снятию детских страхов;
• Развивают уверенность в своих силах;
• Развивают пространственное мышление;
• Учат детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
• Учат детей работать с разнообразным материалом;
• Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивают мелкую моторику рук;
• Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.
Основываясь на знаниях особенностей развития дошкольников, мы систематизировали нетрадиционные техники рисования. И с успехом применяем их в нашем детском саду.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.