ТАТЬЯНА КРАВЦОВА
Нетрадиционные техники рисования, как способ художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
КРАВЦОВА Т Н МБДОУ №6 ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СНЕЖИНКА»
Публикация «Нетрадиционные техники рисования, как способ художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, главная проблема современного дошкольного образования. Большой потенциал для раскрытия детского творчества, на мой взгляд, заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет…» (английский теоретик Герберт Рид). Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности. Художественная деятельность оказывает глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка, преобразует его, формирует в нем качества необходимые для дальнейшей полноценной жизни. Рисование, лепка, аппликация являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предлагает решение основных задач: - учить детей видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний; - замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различия; - формировать у детей изобразительные умения и желания рисовать, лепить, вырезать; - развивать творческие способности; - - учить воспринимать произведения искусства. Как же хочется каждому ребенку быть успешным, чтобы любое начатое дело завершилось победой, и любимый взрослый сказал бы: «Какой ты молодец!». И как трудно воплотить свой замысел. Хочется сделать много, а начинаещь и понимаешь, насколько ограничены твои возможности. Любой взрослый, если он оглянется в свое детство, вспомнит это ощущение беспомощности. А многие так запомнили свои детские неудачи, что навсегда забыли про краски, ножницы и цветную бумагу. Как же помочь ребенку освоить выбранную какую – то технику, стать умелым и в тоже время не навязывать шаблоны, а открывать просмотр для самостоятельного творчества? Если попытаться посмотреть на традиционные изобразительные техники непредвзятым взором и хотя бы на время усомниться в их незыблемости. Тем самым мы попробуем по- новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Для чего? (А для чего мы переставляем мебель, меняем платье, ищем новый имидж) Подобные «поиски» ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. Они изменяют нашу жизнь (или отношение к ней, делают ее по - новому интересной. По этой же причине ученые и исследователи пересматривают содержание и методики дошкольного воспитания, а педагоги - практики находят более адекватные подходы к детям. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной! В последние годы многие педагоги все чаще и чаше обращаются к нетрадиционным художественным техникам. В этих способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетривиальные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Заметим, что даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предполагает нестандартное использование самых обычных материалов. Например, обычными красками, карандашами и фломастерами можно рисовать на белой, цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Очень интересно рисовать на песке, глине, камне, дереве, бересте, стекле,фольге, пленке. Можно изобретать свои способы и техники «из того, что под рукой». А можно освоить новые материалы, специально разработанные для детского творчества. Карандаши -восковые и масляные, перламутровые и флуоресцентные. Краски – акриловые, витражные, темперные, перламутровые и даже пальчиковые. Почему же «техники» называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих учреждений? Причин тому несколько. Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являютcя скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. Нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою Историю, хотя известны уже много лет. Какие же техники считаются нетрадиционными? Назовем наиболее известные:
Нетрадиционные техники. Младшая группа (2 - 4 г) * рисование жесткой полусухой кистью * рисование пальчиком * рисование ладошкой рисование ватной палочкой * печатками из картофеля * оттиск пробкой *оттиск паролоном * оттиск печатками из ластика * восковые мелки + акварель * свеча+акварель * рисование мятой бумагой *монотипия предметная Старшая, подготовительная гр (5-7лет) * монотипия пейзажная * рисование зубной щеткой, расческой * набрызг * кляксография с трубочкой * фотокопия – рисование свечой * рисование нитками * рисование солью, песком
Нетрадиционные художественные техники вызывают у детей огромный эмоциональный всплеск, позволяют вызвать новый интерес к уже известному способу, дают необходимую творческую смелость и уверенность. Не секрет, что самый сложный период в обучении рисованию, лепке - это младший возраст. Когда у ребенка еще нет навыков. Поэтому, чаще всего используется техника рисования пальчиками, Еще В. А. Сухомлинский сказал: «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, ведь в раннем возрасте многие малыши еще только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Ребенок получает возможность экспериментировать с красками, цветом. Он делает открытие, что краска оставляет яркий след на бумаге. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Постепенно из начального интереса к цветам и краскам у ребенка возникает интерес к соответствующему действию с ними, а затем и к результату - образу явления или предмета, который получился на бумаге. Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики, которая так важна для формирования речи маленьких детей. Помимо этого малыши получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию мозговой деятельности. Техника рисования пальцами, ладошками позволяет создавать прекрасные образы, дает понимание результата соединения цветов, а также является прекрасным способом запоминания названий пальцев, усвоения понятия право/лево, учит быть сосредоточенным и внимательным и – самое главное – развивает желание СОЗДАВАТЬ! В заключении хотелось бы сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы, но мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни. Только тогда, ребенок тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен.