Оксана Рябушкина
Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать
Рябушкина Оксана Александровна
воспитатель дошкольных групп МБОУ «Локшинская СОШ»
Рисуем в нетрадиционной технике!
Надо ли обучать детей технике рисования?
Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
Да! Утверждали К. Лепиков, В. Бейер, подчеркивающие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на том же уровне. В наше время особенное внимание этой проблеме уделяет Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования навыков рисования у детей дошкольного возраста, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
В нашем дошкольном учреждении мы широко используем различные виды нетрадиционной техники рисования и надеемся, что накопленный нами опыт окажется полезным.
«Пальчики – палитра»
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой в синюю, третий- в желтую… Чем не палитра? Какие темы для рисования мы можем предложить детям?
Вторая младшая группа (3-4 года)
«Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался веселый горох»
Цель: познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.
«Кто здесь прошел?»
Цель: продолжаем знакомить с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальцами.
Наденем на тыльную сторону ладони мордочку зайца, медведя, котенка, а два пальца «пойдут» вперед. На пути цветная лужица (краска в розетках или паралоне, пройдут пальцы по лужице, а потом по дорожке… что за смешные следы появились на ней!
«Подарим маме ткань на платье»
Выбираем любой цвет краски и рисуем что хочешь: ягоды, горошины, бусины. Маме обязательно понравиться.
«Падает пушистый снег»
Белый палец рисует снежинки на бумаге.
«Украсим елку к Новому году»
На большом листе нарисована елка. Предлагаем детям вместе нарисовать шары на елке, бусы, гирлянды.
«Расцвели одуванчики»
Цель: дать детям почувствовать теплоту желтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами.
У каждого ребенка лист с нарисованной лужайкой. Предложить детям представить, что по лужайке прыгают веселые солнечные зайчики, а навстречу солнышку тянут свои головки одуванчики.
«Соберем ягоды»
У каждого ребенка лист с нарисованной банкой. Предложить детям «насобирать» в банку ягодку.
Средняя группа
«Веселые цыплята»
Рассказать детям, что у наседки появилось много пушистых, веселых, озорных цыплят.
Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмем кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клюв. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши.
«Вспомним лето»
Предложить детям вспомнить всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки) и подарите свою радость другим.
«Дорожка для дымковской барыни»
Цель: познакомить с одним из самых известных народных промыслов, учить располагать узор на полосе.
Показать детям дымковскую барыню. Обратить внимание детей на красивый узор на юбке. Предложить детям нарисовать дорожку, по которой она отправляется на гулянье, и украсить дорожку таким же, как на юбке узором.
Старшая группа
«Забавная игрушка»
Предложить детям нарисовать игрушку многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные» пальцы. Теперь фантазируем, что получилось.
«Дымковская фантазия»
Предложить детям заранее нарисованное контурное изображение и раскрасить его так чтобы всем кто его увидит стало весело.
«Подарим маме цветы»
Нарисовать цветы путем прикладывания пальцев разных цветов.
«Гроздья спелой рябины»
Рисовать гроздья сразу тремя пальцами : раз, чуть ниже еще раз, чуть ниже еще. Тонкой кистью прорисуем веточки и черные точки. Зимнее угощение снегирям готово!
Подготовительная группа
В этом возрасте дети свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они все же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Веселые звери Фокуса-Покуса», в гостях у облака», «Когда я плачу.» и т. д.
«Печать от руки»
Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получиться? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки донного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначало робко, потом все смелей и смелей.
Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки.» приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим ее рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.
А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Моет к нам в гости пришел домовенок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище; отставленный в сторону большой палец – шея, важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утенка, на глазах превращающегося в прекрасного лебедя…
Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индеец с раскрашенным лицом?
Печатка
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки.
«Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все не нужное. «Печатка» готова! Теперь прижимаем ее к подушечке с краской или кисточкой красим, а затем прижимаем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию.
Детям младшей группы можно предложить нарисовать цветы для бабочки или пчелки, грибную полянку.
В средней группе можно использовать «печатки» с геометрическими фигурами и меняться ими.
Тампонирование.
Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком паралона). Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаги будем рисовать что – нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.
В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются.
В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).
А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «трафарет».
Трафарет.
Сначала вырежем трафарет. Кто какой захочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет…Чудо! Четкий и ясный он остался на бумаге! Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте.
А вот здание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим силуэт».
Набрызг.
Непростая техника. Ее суть- в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят а бумагу. Вот и все.
Монотипия
Нам понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист… что получилось? Лист? Мяч? А может быть солнце? Тогда пририсуем лучи.
Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета, и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось?
«Каких я видел бабочек».
А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях?
«Осенний парк»
Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
«Я и мой портрет, или Близнецы».
Нарисуем себя и все вместе посмеемся.
«Город на реке»
Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали – город отразился в воде.
«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем в каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?
Рисование по сырой бумаге.
Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (что бы бумага не высыхала). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложить можно следующие темы:
Средняя группа:
«И поплыли по небу облака»
Проведи плавную линию – и она волшебным образом превратится например в пушистого зверька.
«Аквариумные рыбки»
Встретились две дуги. А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведем вертикальные линии – в воде заколыхались водоросли.
«Зайцы на поляне»
Провел линию и увидел серенькую пушистую шубку зайца.
Старшая группа
«Летний дождик»
Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, чей-то зонтик.
«Воробушки зимой»
Подготовительная группа
«На дне морском, или в гостях у Нептуна»
Покажи как меняется море в зависимости от погоды.
«Последний лист»
«Поздняя осень».
Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер и последний лист летит вниз.
«В метель»
«Радуга – дуга»
Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строгом порядке.
«Цветные ниточки»
Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите их как захочется – на одной стороне сложенного листа. Концы ниток выведете наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за дугой. Разверните лист… А нитки то волшебные!
«Морозные узоры»
Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.
«Страна цветных снов»
Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.
«Вологодские кружева»
Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда красиво?
Граттаж
Суть этой техники, которая издавана использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело!
Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечей. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.
А теперь возьмем острую палочку и начнем процарапывать рисунок.
Эту техника можно осваивать тогда, когда у ребенка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.
«В рождественскую ночь»
Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды, тонким месяц выглянул из-за туч.
«Что за звездочки на небе»
«Ночной мотылек»
«Салфетка для мамы»
Она может быть круглой, квадратной, треугольной. И узор придумай какой хочешь.
«Волшебная поляна»
«Полет в космос»
«Вечерний город»
Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари!
Рисование по мятой бумаге
Эта техника интересна тем, что в местах изгибов бумаги (там где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.
Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту.
Рисование восковыми мелками или свечой
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечей. Берем большой тампон с краской, ведем по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
Младшая группа
«Солнце согревает травку»
Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней.
«Дождевые капли»
Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Проведем по листу розовой, желтой, голубой краской.
«Елочки в лесу»
Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы все равно их найдем.
Средняя группа
«Веселые зайчата»
Мама зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за своими шалунами.
«Рыбки в аквариуме»
Веселая стайка шустрых рыбок то всплывет вверх, то опять нырнет на дно.
«Смешной снеговик»
Зимой мы лепили его из снега, а теперь рисуем.
Старшая группа
«Утренняя зарядка»
Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка на прямоугольник, шорты – два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.
«Что мы видели в лесу?»
Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.
Подготовительная группа
«Пушки с пристани палят.»
Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась.
«Нарисуем веселую картину для малышей»
Вы уже многое умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепостится, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.