Екатерина Зудова
«Применение нетрадиционных методов рисования в формировании положительной эмоциональной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко».
Нетрадиционные методы рисования, которые я использую в работе с детьми.
Доклад
На тему: «Применение нетрадиционных методов рисования в формировании положительной эмоциональной сферы дошкольников».
Выполнила:
воспитатель
Зудова Е. В.
р. п. Шатки
2010
Публикация «„Применение нетрадиционных методов рисования в формировании положительной эмоциональной сферы дошкольников“» размещена в разделах
Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребенок рисует все, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Но это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, как и играя, ребенок не только отражает мир, но и познает его. Однако, происходит это все не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны педагога.
Опыт работы показывает, что занятий по рисованию по разработанным Т. С. Комаровой методикам явно не достаточно для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, поэтому я на ряду с занятиями по вышеупомянутым методикам, практикую обучение детей рисованию нетрадиционными методами.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемыми положительные эмоции. Эмоции,как известно,- это и процесс,и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научится выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно научить.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить : если воспитание прекрасного не подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Существует множество способов нетрадиционного рисования к ним относятся такие как : кляксография, рисование солью, точечный рисунок, рисунок отпечатком пальца, руки, метод ниткографии, рисования на мокрой бумаги, коллаж, способ отпечатки листа, колоска, шишки, обратной стороны фломастера. Я использую в своей работе следующие нетрадиционные методы рисования : кляксография, метод тычка,пальчиковый метод, метод отпечатка ладони, коллективный рисунок способом отпечатки листьев, мыльными пузырями и т. д. Детям очень интересно узнать,что получится,если рисовать листочком, пальчиком, ладошкой?
Способ отпечатка листьями расширяет выразительные возможности детского рисунка. Конечно, сложные многофигурные композиции детям дошкольного возраста еще не доступны в силу большой трудоемкости, однако лист клена и сирени вполне нам подходит для выполнения коллективной работы на тему «Королева осени», которую мы выполнили с детьми средней группы. Костюм королевы мы разделили на отдельные элементы: воротник, корону, воланы юбки, манжеты рукавов. Эту работу выполняют дети коллективно, а «королеву осени» я предварительно подготовила сама. Такой вид работы позволяет ребенку ощутить свою нужность, незаменимость в общей работе.
Любят дети рисовать и … мыльными пузырями. Для этого мы использовали лист бумаги, гуашь,шампунь и трубочку для выдувания. Вначале мы смешивали шампунь и гуашь, затем опускали трубочку для выдувания в получившуюся смесь и надували пузырь. Далее дети прикладывали пузырь к листу бумаги, когда у нас получился отпечаток они рассматривали его и говорили на что он похож, затем дорисовывали детали в соответствии с ассоциациями. Детям очень нравится такой способ, мы как бы совмещаем и занятие и развлечение, занятия всегда проходят весело т. к. детям это доставляет массу положительных эмоций. Таким методом детьми средней группы был нарисован «букет цветов».
Метод тычка, который я также часто использую в работе с детьми, позволяет эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение правильно держать кисть, также дает возможность использовать разные кисти (жесткую для рисования методом тычка и мягкую для рисования кончиком кисти или примакиванием). В средней группе предлагаю рисование по заранее нарисованному, карандашом контуру. Я предлагаю на занятиях выполнить цыпленка, а одуванчик дома совместно с родителями. В старшей группе использую самостоятельное рисование пейзажей и натюрмортов путем наложения одного слоя на другой. Таким методом с детьми была выполнена работа «осенний лес».
Еще один из способов рисования который я использую, это способ отпечатков пальца,ладони, ступни. А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки, слушается ребенка больше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломается, кисточка вытрется, фломастеры кончились– а рисовать хочется … На помощь всегда придут пальчики и ладонь. Таким способами нами было выполнено два рисунка: «Гроздь рябины» и «Аквариум».
«Гроздь рябины» (отпечатки пальца). Для этого нам понадобилось : лист бумаги, краски салфетки. На листе бумаги на котором я предварительно нарисовала веточку рябины. Задача детей состояла в том, что они макали пальчики в краску и оставляли отпечатки красного и оранжевого цвета – это была сама гроздь. Желтого, зеленого, оранжевого и коричневого – это листья.
«Аквариум» (отпечаток ладони). Для выполнения этого рисунка нам понадобились : лист цветного картона, гуашь,кисточка, салфетки. Кисточка нам нужна для того чтоб нанести краску на ладони. Нанеся краску на ладошку ребенок держит указательный, средний и безымянный палец вместе, а мизинец оттопыривает. Таким образом у нас мизинец и большой палец будут плавниками. нанеся краску на ладошку,дети оставляли отпечатки на картоне, затем пальцем дорисовывали глазки у рыбок, водоросли и камушки. Используя метод рисования отпечатка ладошки, я учу детей пользоваться руками рационально: всеми руками а не одним указательным пальцем.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…на листочке дерева, на газете,на ракушке, на камушке … разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что нибудь новое придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал я – все это мое». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием,перед тем что ничего не получится, и получится красиво. Так как я сама увлекаюсь рисованием, я решила изучить всевозможные методы рисования и практиковать их на занятиях в нашем детском саду.